ИГРУШЕЧНОЕ КИНО

Газета "Коммерсантъ" №27
15.02.2003
Аля Харченко

В Центральном доме литераторов состоялась премьера фильма "Игра в модерн". Печальна судьба польской актрисы и русского офицера, но кино про них – еще печальнее.

В конце позапрошлого века история эта наделала много шума. Актрису Императорского варшавского театра Марию Висновскую 19 июня 1890 года застрелил любовник, корнет Александр Бартенев. "Человек этот поступает справедливо, убивая меня",– написала перед смертью Висновская на визитной карточке корнета. Бартенев в ту же ночь явился в полк и признался в содеянном.

Корнета защищал знаменитый адвокат Федор Плевако. Защиту адвокат построил на противопоставлении психологических типов – Висновской, с редкой изобретательностью изводившей поклонников, и Бартенева, страдавшего из-за собственной непривлекательной внешности и отсутствия успеха у женщин. По версии Плевако, Висновская представляла собой не цельную натуру, а адскую смесь из сыгранных характеров. В одной женщине жила ловкая кокетка, мечтательница и интриганка, даже смерть воспринимавшая как притворство; любовник же был слишком тонко чувствующей натурой, и все, что для Висновской было игрой, принял чересчур всерьез.

Иван Бунин, по мотивам этой истории написавший рассказ "Дело корнета Елагина", изменил имена реальных персонажей и саму трактовку преступления. Создатели "Игры в модерн" спустя 112 лет не прислушались ни к адвокату, ни к писателю и решили заново поднять старомодный сюжет "про любовь и кровь". Простую историю оплели странными диалогами Юрия Арабова и Натальи Чепик. Безумия добавили и режиссер с оператором: монтаж напоминает мазурку, все крутится и вертится, сцены в загримированном под Варшаву Петербурге перемежаются с бубнящим что-то внутренним голосом героини, цыганским уханьем и объяснениями персонажей во взаимной нелюбви.

В главной роли занята супруга режиссера Максима Коростышевского, Оксана. Сыгравшая первую роль у Эльдара Рязанова в фильме "Тихие омуты" госпожа Коростышевская в "Игре в модерн" говорит фразы наподобие "Не смей меня ревновать на людях, да еще с такими ухмылками" так, будто читает французско-русский разговорник. Самое страшное происходит тогда, когда в кадре одновременно с супругой режиссера появляется посторонняя актриса – Галина Тюнина, играющая подругу Висновской Юлию. Актрисе театра "Мастерская Фоменко" досталась роль не главная, но достаточная для того, чтобы главенствовать даже в эпизодах. Присутствие на второстепенных ролях Ольги Волковой и Михаила Козакова делает положение госпожи Коростышевской еще более достойным сочувствия.

В единичные лучшие моменты "Игра в модерн" может подняться до уровня прошлогоднего "Дневника его жены" про того же Бунина с той же Галиной Тюниной. От "Дневника" "Игре" досталось незримое присутствие продюсера Алексея Учителя, который проект и затеял, плюс перекочевавшие из "Дневника" оператор и художник-постановщик. Только в отличие от фильма господина Учителя "Игру в модерн" обвинять во всех грехах как-то даже неловко, а защитить не смог бы и сам Федор Плевако.

Поправка

В опубликованной 15 февраля в "Коммерсанте" рецензии на фильм Максима Коростышевского "Игра в модерн" по вине автора была допущена ошибка. Режиссер Алексей Учитель был назван продюсером проекта. По просьбе режиссера сообщаем, что он "никогда не "затевал" и не являлся продюсером проекта "Игра в модерн", что подтверждает главный и единственный документ любого фильма – его титры". Отдел культуры приносит господину Учителю свои извинения.