ДВА "ИДИОТА"

Газета "Комсомольская правда"
13.06.2003
Анна Велигжанина

Десятисерийный художественный фильм "Идиот" по роману Достоевского режиссера Владимира Бортко уже назван премьерой сезона, ознаменовавшей возвращение большого кино. Зрители обмениваются впечатлениями и сравнивают сериал с фильмом Ивана Пырьева. Мы решили подключиться к зрительскому обсуждению и поближе рассмотреть двух "Идиотов" – старого, пырьевского, и нового, Владимира Бортко.

У режиссеров есть поверье: те, кто берется за экранизацию Достоевского, часто... заболевают и попадают в больницу. Можно относиться к этому скептически, но на "Идиоте" мистика сработала в обоих случаях. На Бортко во время работы над сценарием на улице напали грабители, избили его, и режиссер с сотрясением мозга был доставлен в больницу. А у Пырьева врачи во время съемок обнаружили раковую опухоль и срочно сделали операцию. Но это не помешало постановщикам довести фильмы до конца.

И Пырьев, и Бортко без раздумий и без проб нашли исполнителя главной роли. Владимир Бортко сразу решил, что это может быть только Евгений Миронов. А у Ивана Пырьева сценарий "Идиота" пролежал в столе аж десять лет, пока он не увидел молодого Юрия Яковлева в пробах к фильму "Сорок первый". "Вот он, Мышкин!" – вскричал режиссер. И Юрий Васильевич с радостью принял приглашение на роль. ...

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА: БОРИСОВА И ВЕЛЕЖЕВА

У создателей двух "Идиотов" была одна и та же проблема: оба мучительно долго искали по всей стране Настасью Филипповну. Бортко отсмотрел актрис из провинциальных театров, даже давал объявление в "Комсомолке" о пробах. ... Как нам рассказали по секрету, в новый "Идиот" хотели пригласить Анну Самохину и Анну Большову, но удача улыбнулась Лидии Вележевой. ...

А художник Пырьева рассказывает, что в одном Ленинграде отщелкал сотню фотографий актрис. Не обошлось без курьезов: художник, чтобы перезарядить фотокамеру, залезал в шкаф. В это время заходили новые претендентки, некоторые начинали откровенно заигрывать с симпатичным вторым режиссером. И тут из шкафа вдруг вываливался еще один мужчина...

...

ГЕНЕРАЛЬША ЕПАНЧИНА: ПАШЕННАЯ И ЧУРИКОВА

На роль генеральши Епанчиной оба режиссера – и Пырьев, и Бортко – выбрали актрис без проб, считая, что эти дамы станут украшением фильмов. "Я сразу знал, что это будет Инна Михайловна Чурикова, и рад, что она приняла предложение", – сказал Владимир Бортко.

— Инна Михайловна, Вы довольны своей игрой в "Идиоте"? – спросила я актрису.

— Не видела фильма, работаю вечером, не могу смотреть.

— А что Вам запомнилось со съемок?

— Это было такое великое чувство ответственности перед Достоевским! И вообще это сложная работа. Надо было понять, почувствовать и прожить эту историю в очень короткие, нервные сроки.

— А романы случались на площадке?

— Для этого не было времени.

— В фильме на Вас дорогие наряды...

— Это все натуральное, старинное. Но вообще-то экономили беспощадно. Наша художница Надежда Киселева трансформировала одно платье в пять...

РОГОЖИН: ПАРХОМЕНКО И МАШКОВ


Бортко сразу же выбрал на роль Рогожина Владимира Машкова и считает, что не ошибся. Ради этой роли Машков, который много снимается в Голливуде, даже решил перенести работу с Клинтом Иствудом. И отрастил бороду...

У Пырьева на Рогожина сначала претендовал Вицин, но его проба не понравилась. ...

АГЛАЯ: МАКСИМОВА И БУДИНА


В "Идиоте" Пырьева на Аглаю пробовались Татьяна Самойлова и Людмила Хитяева. "Но я отказалась, – рассказала нам Людмила Ивановна. – В это время я снималась в двух картинах в разных городах, а Пырьев – не тот режиссер, у кого можно играть в перерывах..." Пырьев не объяснил, почему выбрал Максимову, но ее игрой он остался недоволен.

А в киноверсии Владимира Бортко генеральскую дочь, полюбившую князя Мышкина, сыграла Ольга Будина. Режиссера ее игра устраивает. ...

ПОДВИГИ АКТЕРОВ


В "Идиоте" Пырьева эпизод проезда князя Мышкина в санях зимой снимали по весне. Ассистенты делали бутафорские сосульки, ручейки "заморозили" гипсом. Актеров "запорошили" нафталином, который при ветре попадал в глаза, актеры терпели, вытирая слезы.

Настя Мельникова играла Александру Епанчину беременной, для нее подготовили костюмы до девятого месяца беременности, но она родила раньше и сразу же после родов прибежала сниматься (молоко сцеживала в бутылочки и хранила у торговцев мороженым). Олег Басилашвили, попав в первый день съемок в ДТП, приковылял на съемочную площадку на костылях и играл своего генерала Епанчина, превозмогая боль.

ГДЕ ПРОХОДИЛИ СЪЕМКИ?

В "Идиоте" Пырьева отдельные эпизоды снимали в Ленинграде, но почти весь фильм – в павильоне с декорациями петербургских улиц, мостов, парков. Для фона использовали цветной (чаще коричневый) тюль. Для зимнего действа готовились тонны резаного бумажного снега, килограммы ваты и гипса.

В "Идиоте" Бортко съемки проходили в старых особняках, в переулках Санкт-Петербурга, описанных в романе, и в Швейцарии. Реквизит собирали по антикварным лавкам и музеям. ... Кто-то из съемочной группы принес для фильма старинные драгоценности, доставшиеся по наследству.

Если в пырьевском "Идиоте" яства были бутафорские, то в новой картине ассистенты только успевали следить за "живыми" пирожными.

СОРЕВНОВАНИЕ "ИДИОТОВ"

ВЛАДИМИР БОРТКО: "Пырьев – классик нашего кино, но его "Идиот" – это большая неудача. Понимаете, у Пырьева социалистическое, если можно так сказать, прочтение романа: "...а в это время буржуазия разлагается". Юрий Яковлев играет замечательно, но он показывает какого-то глубоко больного человека. Видно, что старается Борисова, но ее истеричный хохот и рыдания – это все неправда! Герои романа – нормальные люди, такие же, как мы. А нормальных людей обуревают страсти, далеко не всегда светлые."

СТАЛЕН ВОЛКОВ [, ХУДОЖИК-ПОСТАНОВЩИК]: "Актерский ансамбль в "Идиоте" Пырьева смотрелся более гармонично. А сегодняшний набор "Идиота" более привычный. Мы не всегда в актерах видим персонажей, а видим, прежде всего, известного актера. В новом "Идиоте", на мой взгляд, Аглая (Будина) излишне капризна, на ее фоне даже выходки Настасьи Филипповны меркнут."

ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ: "Пырьев экранизировал часть романа, а Бортко показал полную версию; фильмы совершенно разные, и сравнивать их невозможно. Свои впечатления от нового "Идиота" мне хотелось бы оставить при себе."