ТОРЖЕСТВО ЧИТАТЕЛЕЙ

Газета "Время новостей"
02.03.2004
Андрей Немзер

Лауреатами премии Александра Солженицына стали Владимир Бортко и Евгений Миронов

Неизменное жюри Литературной премии Александра Солженицына (в него, кроме самого писателя, входят Людмила Сараскина, Наталья Солженицына, Павел Басинский, Валентин Непомнящий и Никита Струве) почтило создателей телевизионной версии романа "Идиот". Решение может показаться неожиданным. Впервые награда вручается не за "общий вклад", а за конкретную – причем недавнюю – работу. Впервые же премии удостоены не литераторы (к которым можно отнести и философов, историков, филологов), но мастера совсем другого искусства. Формальным ответом на недоумения может служить заявление жюри трехлетней давности, где сообщалось, что к рассмотрению будут привлекаться и "значимые действующие культурные проекты". Ответом содержательным стали формулировки нынешнего вердикта.

Владимир Бортко награждается "за вдохновенное кинопрочтение романа Ф.М. Достоевского "Идиот", вызвавшее живой народный отклик и воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в ее нравственном служении". Евгений Миронов – "за проникновенное воплощение образа князя Мышкина на экране, дающее новый импульс постижению христианских ценностей русской литературной классики". Режиссура и актерское мастерство высоко оценены не как таковые, но как средства "прочтения" великого романа и приближения его к современной аудитории. Другое дело, что не будь Бортко и Миронов замечательными мастерами, они не сумели бы достойно исполнить "литературную миссию". А что миссия эта достигла цели, стало ясно с первых серий: публика не только приникла к экранам, но и бросилась в книжные магазины, возрос читательский интерес не к одному лишь "Идиоту", но и к другим романам Достоевского. Это победа, бесспорная, надо надеяться, и для тех, кто не считает сериал кинематографическим шедевром, оспаривает те или иные художественные решения его авторов.

Безусловно, просветительский успех "Идиота" связан не только с умной режиссурой Бортко и потрясающей игрой Миронова, но и с работой всей творческой группы. Не преуменьшая заслуг оператора, художников, блистательных исполнителей многих ролей, трудно удержать вздох сожаления из-за того, что жюри "обошло" Инну Чурикову. Да, формально ее роль относится ко "второму плану". Но в том и проявилась мудрость Бортко, что он (в отличие от многих интерпретаторов Достоевского – ученых и художников) увидел подлинный масштаб генеральши Епанчиной, грандиозное значение этого персонажа, – и доверил роль Чуриковой. Без нее и фильм вышел бы иным, и рисунок роли Мышкина-Миронова сложился бы по-другому, и "импульс к постижению христианских ценностей русской литературной классики" был бы слабее.

Премия Солженицына называется "литературной". Нынешнее решение не колеблет, но укрепляет этот значимый эпитет. Потому что литература не существует без читателей , а истинный читатель не только постигает мысль автора, но и приобщает к открывшемуся ему опыту других. Кто-то – только своих родных, детей, близких; кто-то – многомиллионную аудиторию. Такие замечательные читатели и стали новыми лауреатами премии Солженицына.