БОРТКО И МИРОНОВА НАГРАДИЛИ ЗА "ИДИОТА"

vesti.ru
25.04.2004
Евгений Рожков

На минувшей неделе литературная премия Александра Солженицына впервые присуждена кинематографистам – создателям телесериала "Идиот". Свой Фонд, в который были переданы все гонорары за "Архипелаг ГУЛАГ", Александр Солженицын основал в 1974 году, сразу после изгнания из СССР.

Кто бы мог подумать, что книги Достоевского обойдут в продаже и детективы, и боевики, что "Идиот" станет дефицитным?! И это спустя 135 лет после написания. Случился весь этот бум после выхода в свет новой киноверсии романа. 10 серий, сумасшедший рейтинг и народная любовь. На этой неделе и совсем непостижимое – фильм признали литераторы и даже наградили премией от Александра Солженицына.

"Я не поверил, когда позвонил сам Александр Исаевич. Представляете, если бы Пушкин или Толстой позвонили домой", – удивляется актер Евгений Миронов.

Режиссера Владимира Бортко наградили "за вдохновенное кинопрочтение романа", Евгения Миронова – "за вдохновенное воплощение образа князя Мышкина". До сих пор премии Солженицына удостаивались лишь писатели и философы. Жюри призналось, что их поразил успех картины. Снятый близко к тексту фильм смотрели даже те, кто не приемлет классики, смотрели как сериал, а потом обсуждали в троллейбусах и метро: останется ли Лев Мышкин с Аглаей или вернется к Настасье Филипповне.

"Моя жена сказала, что если этот фильм не получит премию, она со мной разведется. И очень быстро все вдруг поняли, что фильм – событие", – рассказывает писатель, член жюри Валентин Непомнящий.

Но последнее слово, конечно же, было за самим Александром Солженицыным. "Мы смотрели с ним вместе. Мы часто с ним комментируем, когда что-то смотрим, а тут мы не проронили ни слова. Мы просто сидели плечом к плечу, слушали и смотрели совершенно молча. Им удалось не исказить ничего, им удалось донести Достоевского", – считает Наталья Солженицына, президент "Русского общественного фонда" Александра Солженицына.

"Я фильм не видел. Видел на озвучании и видел первую серию, а всю картину до сих пор не могу посмотреть, к моему стыду. Выйду на пенсию, сяду, поставлю кассеты и посмотрю", – говорит народный артист РФ Евгений Миронов.

Те же, кто пришел на церемонию, "Идиота" смотрели не раз. Поэтому Евгения Миронова не отпускали весь вечер. Автографы, фото и снова автографы. Художественный руководитель МХАТа имени Чехова Олег Табаков считает, что успех основан на выборе главного героя, но он вместе с тем не умаляет достоинств предшественников Евгения Миронова. Предшественниками были Иннокентий Смоктуновский и Юрий Яковлев. Совершенно разные и гениальные по-своему.

Роковая женщина из фильма Пырьева – Юлия Борисова – пришла поздравить премиантов лично, как и театральная Настасья Филипповна – Татьяна Доронина. Их появлению аплодировали стоя. Редкая для творческой тусовки атмосфера. Здесь не обсуждали "Идиотов", а восхищались ими.

"Предыдущие версии говорили о странных, совершенно небывалых людях. Какой-то Рогожин – странный человек, которого никогда в жизни не бывает, какая-то странная инфернальная Настасья Филипповна, какой-то одноплановый Ганечка. А мы пытались сделать их обыкновенными людьми, в которых автор докапывается до самой сути", – говорит режиссер Владимир Бортко.

"Если, допустим, не получалось у Чуриковой слез, Женя стоял за стенкой и плакал. Он ей показывал слезы. Здесь все друг другу помогали. В последние дни снимались по 20 часов", – рассказывает мама Евгения Миронова Тамара. Вот уж действительно, кто больше всех знает о том, каково это – полгода быть князем, так это мама. Вместе учили текст, вместе искали характер. За это время Женя похудел на 11 килограммов и окончательно поверил в то, что он – Мышкин.

"Я до сих пор отхожу от этой роли. И первые полгода были очень тяжелыми. Потому что я в самом деле заболел этим человеком. Мало того, все другие роли в театре стали похожи на Льва Николаевича Мышкина – что бы я ни играл", – говорит Миронов. Это заметно даже здесь, на вечере. Провожая кого-то из гостей, Миронов бросается останавливать лифт.

Премию – а это 25 тысяч долларов – ни Бортко, ни Миронов не взяли. Передали в петербургский детский дом. Сказали, что за святое дело денег не берут. Это все Достоевский, его творение, слово в слово. Единственное, что позволили себе они, – оставить улыбку главного героя в конце фильма. В тексте ее не было.