НА "ОСКАРА" ОТ РОССИИ ВЫДВИНУТ "ДОМ ДУРАКОВ" АНДРЕЯ КОНЧАЛОВСКОГО

gazeta.ru
18.10.2002
Петр Гарин

Определился российский кандидат на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Отборочная комиссия под председательством Владимира Меньшова выбрала фильм Андрея Кончаловского "Дом дураков". Среди прочих кандидатов на выдвижение были "Любовник" Валерия Тодоровского, "Звезда" Николая Лебедева, балабановская "Война", "Кукушка" Александра Рогожкина, а также "Конец века" Лопушанского и "Письма к Эльзе" Масленникова.

Владимир Меньшов был предельно внятен, объясняя главный принцип отбора – доступность картины для американской аудитории и шансы на победу. Не касаясь художественных достоинств картины, "Дом дураков" в этом смысле выглядит прекрасно: военная драма, действие которой происходит в сумасшедшем доме, расположенном на территории Чечни. Гуманистический пафос на фоне кровопролития – золотой ключик к сердцу Америки. Кроме того, фильм получил гран-при фестиваля в Венеции, а Андрей Кончаловский – фигура на Западе знакомая и уважаемая.

Вообще интрига в выборе отсутствовала с самого начала. У Тодоровского и Балабанова шансов не было. Никита Михалков, рулевой отечественного кинопроцесса, еще когда признал их кинематограф вредным для народа и грозился научить снимать кино. Лебедевская "Звезда" до "Оскара", при всех своих достоинствах, недотягивает. Оставалась "Кукушка".

На этом фильме сошлись народная любовь и внимание западных прокатчиков. "Кукушка" уже приобретена американскими дистрибуторами для широкого кинопоказа. Кроме того, очевидно, что компания Sony Classics, купившая права на "Кукушку", использовала бы все свое немалое влияние, чтобы отстоять свои интересы в оскаровском забеге, что поднимало шансы рогожкинской картины на изрядную высоту. По всей видимости, с доступностью картины для американской аудитории проблем возникнуть не должно.

Российская национальная академия это мнение не разделила. Может быть, академикам виднее; в конце-концов, у членов академии уже есть "Оскар": у Владимира Меньшова – за фильм "Москва слезам не верит", а у Никиты Михалкова – за "Утомленных солнцем".

Однако надо заметить, что комиссии по выдвижению очень повезло, что Андрей Кончаловский снял свой "Дом дураков". Потому что Рогожкина бы не выдвинули в любом случае. Просто в силу расстановки сил.

И дело тут не только в личных симпатиях и антипатиях, родственных отношениях, неудовлетворенных амбициях и прочем мусоре, который всегда возникает вокруг призов и наград. Национальные академики мыслят не только в кинематографическом, но и в государственном масштабе. В конце-концов, выдвижение на оскаровскую номинацию – жест не только художественный, но и идеологический. По старой памяти, кино у нас от государства не отделяется. "Дом дураков" тянет на официальный портрет российского кино – маслом, на фоне Кавказских гор, в золоченой раме. "Кукушка" – нет. Во всяком случае, по мнению родных братьев Сергея Михалкова и Андрея Кончаловского, входящих в состав комиссии, наверняка.

Выдвижение "Кукушки" на "Оскар" стало бы сенсацией, означающей, что новый отечественный кинематограф Рогожкина, Балабанова, Тодоровского, собирающий полные залы по всей стране, получил официальное признание или хотя бы готовность его терпеть. Но сенсации в мире киноофициоза не случаются почти никогда.

По счастью, есть Андрей Кончаловский. Заслуженный человек, почти классик и выглядит, судя по рекламному ролику пищевых добавок с его участием, очень импозантно, что для официальных мероприятий всегда важно. Так что добро пожаловать в наш официальный "Дом дураков".