"КИНОТАВР-2000": ТРИУМФЫ И ПРОВАЛЫ

old.samara.ru
2000
Валерий Бондаренко

Бунин и Учитель

Успех картины А. Учителя "Дневник его жены", пожалуй, можно отнести к числу неожиданностей фестиваля. А. Учитель когда-то сделал несколько удачных документальных картин. ... Переход в игровой кинематограф был для режиссера, мягко говоря, не очень удачным. "Мания Жизели", биографическая фантазия на тему любви, творчества, предательства, безумия в контексте эпохи (первая треть XX столетия) и жизни знаменитой балерины О. Спесивцевой, была крайне манерной и претенциозной. Известие о том, что Учитель снимает еще один биографический фильм, на сей раз о Бунине, любви втроем, потом вчетвером, страданиях лауреата Нобелевской премии, "темных аллеях", смерти, честно говоря, не вызывало особенного энтузиазма.

Но худшие предположения не оправдались. Более того, самые долгие, продолжительные, прочувствованные овации на фестивале достались именно "Дневнику его жены". Картина, бесспорно, будет теперь не единажды выдвигаться на "Ники", "Овны" и прочие национальные кинопремии. Зритель же ее смотреть наверняка не будет. Демонстрация "Дневника" на сочинской площади для горожан в этом смысле была очень показательной. Бегство сочинцев напоминало отступление разгромленной армии. "Самый читающий в мире народ" бежал от Бунина как от чумы или классической музыки. Смерть гения в финале картины могли увидеть только пустая площадь, заблудившиеся в небе чайки и несколько задумчивых кипарисов. С другой стороны, минуя народную любовь, картина наверняка обеспечит себе весьма пристойную фестивальную судьбу. В тот момент, когда я пишу эти строки, "Дневник" показывают на фестивале в Карловых Варах, где фильм Учителя считается одним из фаворитов конкурса.

Хотя некоторые критики и окрестили картину "бесчувственной мелодрамой", справедливости ради надо сказать, что Учитель сделал достойную фестивальную картину с актерами, которые играют, оператором, который снимает, оригинальной музыкой, которая звучит кстати и по делу. Что же касается несколько чрезмерного успеха, то, как и всегда, фестивальный контекст оказался определяющим. В конкурсной программе "Дневнику" предшествовала целая серия фильмов о бандитах, киллерах и просто негодяях средней руки, об их трудной производственной и половой жизни, о непримиримых конфликтах с жестокосердечными "мусорами" и ничем и никем не ограниченной любви к Родине с большой буквы. Зал устал и страдальчески заламывал руки. К счастью, по большой части – свои. Поэтому когда наконец публике показали фильм а) без бандитов, б) про великого русского писателя, в) про любовь и страдания, г) про наличие как у героев, так и у авторов интеллектуальной рефлексии – она (публика) простила отечественному кино все и едва не простила все отечеству, разрыдалась, закричала "браво" и пришла в восторг. Другими словами, люди вспомнили, что в России, пусть и 50 лет назад, пусть и не в России даже, а во Франции, где жил Бунин, было что-то хорошее. ...