ДЕЛУ ВЕНЕЦ

Газета "Ведомости" №103
14.06.2000
Лариса Юсипова

СОЧИ – Вечером назовут победителей, но о том, какую именно картину выберет жюри на роль главного русского фильма года, пока нет хоть сколько-нибудь вразумительных предположений. ...

Призы за лучший фильм и лучшую женскую роль могут достаться фильму Алексея Учителя по сценарию Дуни Смирновой "Дневник его жены" и исполнительнице роли супруги Ивана Бунина актрисе Галине Тюниной. И это вариант наиболее радикальный. Не из-за того, что радикален сам фильм, – напротив, картина демонстрирует спокойный классический стиль и европейский уровень мастерства всей команды, набранной режиссером и сценаристом: оператора Юрия Клименко, композитора Леонида Десятникова, музыкального руководителя проекта Алексея Гариболя, художников Елены Супрун и Николы Самонова, режиссера Андрея Смирнова в роли Ивана Бунина, замечательных театральных актеров Галины Тюниной, Елены Морозовой (дебют в кино), Евгения Миронова, Сергея Виноградова и критика Татьяны Москвиной в роли актрисы. Радикализм в том, что этот стиль и этот уровень абсолютно "вываливаются" из контекста "Кинотавра", а следовательно – из контекста всего современного российского кино, отражением которого "Кинотавр" уже на самом деле является.

Фильму Учителя можно было бы предъявить изрядное количество претензий, но налицо тот редкий случай, когда подсчет чужих промахов и ошибок не кажется делом первостепенной важности. Но один, по-видимому, главный вопрос-упрек все же звучал и в кулуарах, и на пресс-конференции: "Из чего, кроме скандальных биографических деталей, следует, что на экране великий русский писатель? Где, короче, пир духа?" Ответ Андрея Смирнова был, по-моему, удивительно точен: "Изобразить на экране творчество не удавалось пока никому и вряд ли вообще возможно. Поэтому, если хотите смотреть фильм "про писателя", лучше остерегитесь. Но шанс увидеть просто хорошее кино картина дает".

Любопытно, что даже те профессионалы-продюсеры, которые ожидали от всей этой истории "страшного интеллигентского занудства" и потому заблаговременно от нее отказались, после фильма подходили к авторам с поздравлениями и раскаянием. Интеллигентность в картине есть, занудства ни грамма – редчайшее сочетание. И даже если жюри "Кинотавра" его не оценит, у фильма есть шанс стать лауреатом фестиваля в Карловых Варах, в конкурс которого "Дневник" уже приглашен.