ИНТИМНЫЙ ДНЕВНИК ДЛЯ ШИРОКОЙ АУДИТОРИИ

Газета "Ведомости" №193
18.10.2000
Лариса Юсипова

19 октября в кинотеатре "Ролан" состоится премьера фильма Алексея Учителя "Дневник его жены". 16 октября картину выдвинули от России на премию "Оскар". На самом деле шум по поводу "Дневника" начался куда раньше – еще в июне, когда картина только-только была закончена. Фильм стал главной сенсацией "Кинотавра", получил Гран-при, о нем написали все газеты-журналы (и "Ведомости" в том числе, неоднократно), в июле "Дневник" отправился в Карловы Вары, очень понравился Н.С. Михалкову и был приглашен участвовать в ММКФ в качестве спецсобытия (Михалков долго сетовал, что не в конкурсе). Потом фильм пригласили еще около 20 фестивалей мира и приобрели для проката 47 регионов России. В понедельник российский оскаровский комитет принял решение выдвинуть "Дневник" на премию Американской киноакадемии – в номинации "лучший неанглоязычный".

Фильм "придумался" пять лет назад в Париже, когда заканчивались съемки другой картины Учителя – "Мания Жизели". ... Дуня Смирнова погрузилась в историко-литературные изыскания. Причем настолько глубоко, что некоторые свои статьи в "Коммерсанте" подписывала псевдонимом "Галина Кузнецова" – так звали возлюбленную Ивана Бунина, одну из главных героинь будущей картины. Кузнецова в окончательном варианте сценария превратилась в Плотникову, изменились имена и других реально существовавших персонажей – всех, кроме двоих: самого Бунина и его жены Веры Николаевны. И это, по словам авторов, принципиально: "Конечно, соврать про Бунина страшнее всего. Но именно о Бунине и о Вере Николаевне в фильме высказано все, что мы о них думаем..."

Впрочем, степень исторической достоверности всех героев картины достаточно велика. Другое дело, что по первоначальному замыслу "второстепенных" должно было быть гораздо больше – и среди них Алданов, Мережковский, Тэффи, Алексей Толстой: обширная панорама литературной эмигрантской жизни. От всего этого великолепия в фильме остались лишь "условная" Тэффи (Татьяна Москвина – критик по своей основной профессии) и "условный" красный граф Толстой (Сергей Виноградов). Остальные истаяли под гнетом финансовых трудностей: фильм запустился весной 1998 г., а в августе был надолго законсервирован. В период простоя свое участие в проекте предложила крупнейшая французская компания "Гомон", однако среди прочих ее настойчивых пожеланий было и то, что Бунина должен играть Омар Шариф.

Учитель до сих пор считает это уловкой французов, придуманной через несколько месяцев интенсивного общения со съемочной группой, чтобы отвязаться от русских с их "авторскими" амбициями. Чуть раньше исходя из тех же соображений ("снимут очередное интеллигентное занудство") от запуска фильма отказался генеральный продюсер "НТВ-Профит" Игорь Толстунов. О чем на "Кинотавре" искренне сожалел. "Интеллигентного занудства" из "Дневника" действительно не получилось. Это редчайший случай в современном российском кинематографе, когда картину можно с равным успехом прописать и по ведомству "арт-хауса", и по разряду "зрительского кино". Все то, о чем, как правило, заботятся лишь "режиссеры-авторы": красивая и осмысленная "картинка", тщательная работа с актерами, гармоничное сочетание звукового и визуального ряда – у Учителя в картине присутствует. Равно как присутствует и другое: нетривиальная и интересно рассказанная история, ритм, темп и даже – если угодно – своеобразный саспенс. Отсутствие дидактики. Слои смыслов, возникающие из самого киноповествования, а не привнесенные в фильм извне.

Режиссер называет все это "новой стилистикой"; нового в ней, конечно, немного – просто так в России действительно давно не снимали. Отсюда и столь шумный для камерной в общем истории успех. "Несмотря на всю смелость Бунина – все-таки открыто поселил в доме любовницу, – он бы, наверное, содрогнулся, увидев нашу картину", – говорит исполнитель главной роли Андрей Смирнов. Оправдание своей граничащей с бестактностью смелости авторы видят в собственных добрых намерениях. По счастью, фильм оказался совсем не тем случаем, когда добрыми намерениями вымощена дорога известно куда.