АВТОРЫ НОВЫХ ФИЛЬМОВ О ВОЙНЕ ИСКАЖАЮТ ИСТОРИЮ, СЧИТАЮТ АРХИВИСТЫ ФСБ

rian.ru
08.05.2008

ФСБ России готова предоставлять все имеющиеся в ее распоряжении архивы создателям фильмов о войне, но они за документами не обращаются и искажают историю, заявил начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России генерал-лейтенант Василий Христофоров.

Главный хранитель архивов Лубянки в интервью, которое "Российская газета" публикует в День Победы 9 мая, отметил, чтов появившихся в канун Дня Победы фильмах о войне много неточностей.

Говоря о новом сериале "Апостол", архивист сообщил, что органы НКВД действительно иногда посылали в тыл врага не профессиональных разведчиков, а гражданских лиц, но фильм вообще не построен на архивных данных.

"На мой взгляд, там есть и неточности. Например, в начале сериала главного героя, обычного учителя, в роли которого выступил блестящий актер Евгений Миронов, офицер НКВД, сыгранный Николаем Фоменко, угрозами вынуждает переправиться за линию фронта и стать диверсантом", – сказал Христофоров.

"Не было такого никогда. Историческая правда заключается в том, что в тыл противника посылали только добровольцев", – заявил главный архивист ФСБ.

По его словам, в архиве хранятся сотни документов и рапортов, в которых простые советские люди писали, что считают за честь пойти в тыл противника и выполнить любое, пусть даже самое маленькое, задание.

"НКВД не только не испытывал недостатка в кандидатах в разведчики, но еще и выбирал среди многочисленных добровольцев наиболее подходящих", – сообщил он.

По его словам, фильм искажает и то, как обращались с семьями разведчиков-добровольцев.

"Если помните, как только главного героя забирают в НКВД для подготовки, с его женой чекисты и чиновники творят что-то невообразимое. Документальные данные, хранящиеся в изобилии в нашем архиве, свидетельствуют об обратном. Как только добровольцев записывали в разведшколы, их настоящие семьи брались под полную правовую, физическую и социальную защиту, конечно, насколько это было возможно в условиях войны", – заметил Христофоров.

Он рассказал, что известен случай, когда семье разведчика местными органами было отказано в продовольственной карточке. "Чиновники посчитали, что они, деревенские жители, могут прокормиться, так сказать, сами с собственного участка. Но те пожаловались в органы НКВД и карточку им вернули", – сказал Христофоров.

Он уверен, что художественный вымысел не должен искажать историческую правду.

По его словам, авторы "Апостола" в архивы ФСБ ни разу не обращались, хотя в начале показа позиционировали свое произведение чуть ли не полностью основанным на архивных данных. Христофоров отметил, что авторы лишь где-то к середине сериала признали, что документальной подоплеки в нем нет.

"Отличие же художественного вымысла от неправды в том, что в вымысле лишь приукрашиваются и дописываются некоторые детали, которые не влияют на суть предмета. Наиболее наглый и беспринципный пример околоисторической лжи – это фильм "Сволочи". Его создатели заведомо знали, что создают фальшивку, с точностью до наоборот воспроизводящую события сороковых годов", – отметил начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России. ...