ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ РЕЖИССЕРА

2003-2008

... — Вы говорили о продюсерском диктате. А сами от него как-нибудь пострадали?

— Одна из моих давних картин, "Затерянный в Сибири", которую я снял в 1991 году, выходит на экраны только сейчас. Она уже успела пройти по всему миру, заслужить множество премий. Это вообще самый фестивальный мой фильм. Теперь, наконец, эта история о выживании англичанина в сталинских лагерях придет к российскому зрителю.

— Правда ли, что изначально Вы хотели сделать героем этого фильма еврея?

— На самом деле японца. Уже потом, по просьбам продюсеров, он стал англичанином. Отношения России и Японии на самом деле драматичные. Ведь Россия для них – все равно что для нас гитлеровская Германия. Судите сами. Напали на них в 1945 году до срока, неожиданно. Японцы ведь с нами на самом деле и не воевали. Дальше. Взяли в плен больше миллиона солдат Квантунской армии. Пленных содержали в чудовищных условиях, накачивали коммунистическими идеями. И многие из них действительно вернулись на родину под красными флагами. Но кто-то из них рассказал и о голоде, отвратительной пище, цинге, дизентерии, о том, что охранники лагерей относились к ним, как к скоту. В Японии об этом знает каждый. ...
Интервью Льва Рыжкова
Московский корреспондент, 27.03.2008

... — В какой степени на Вас повлияли еврейские традиции? И присутствует ли в Вашем творчестве еврейская тематика?

— К сожалению, на моем творчестве это не отразилось. Как сказал ЛевТолстой, я – это то, что меня сформировало до пяти лет. Я вырос в русской культуре и принадлежу ей. Хотя и никогда не скрывал своих еврейских корней. Кстати, с моей семьей была связана целая куча исключительных историй, и это еще один из потерянных моментов моей жизни, поскольку ни одного фильма об этом я так и не снял. В моих картинах встречаются отдельные второстепенные еврейские персонажи, но все это лишь жалкий еврейский ручеек в моем творчестве. Когда я делал картину "Затерянный в Сибири", у меня была идея сделать главного героя евреем. Картина рассказывает о послевоенных сталинских лагерях. Продюсером был англичанин, который решил, что если главный герой будет русским, то фильм легче будет продать в Америке (впрочем, он все равно прошел относительно незаметно). Думаю, если бы я настоял на своем, "Затерянный в Сибири" вышел бы куда значительнее. И судьба этого фильма сложилась бы по-иному. ...
Интервью Екатерины Ивановой
jewish.ru, 17.11.2003

... — Талант – это еще не все в актерском ремесле. Например, я снимал фильм "Затерянный в Сибири", в котором участвовал англичанин Энтони Эндрюс. Наши актеры, бесспорно талантливые, по российской традиции импровизировали, играли раскованно, каждый старался привнести в сцену что-то свое... Эндрюс же по всем статьям проигрывал им: не импровизировал, не предлагал парадоксальных номеров, не ставил роль с головы на ноги... И даже ассистентки говорили: "Какие же у нас талантливые актеры". Когда же отснятый материал лег на монтажный стол, красочные импровизации наших актеров клочьями летели в корзину. А в роли Эндрюса кадр прилипал к кадру намертво. Он играл только по существу конфликта, а потому роль получила четкую форму. ...
Интервью Владимира Назарова
Аргументы и факты №50, 10.12.2003