ПИРАНЬЯ – ЭТО НОРМАЛЬНО

Журнал "Фотодело" №6
2006

АЛЕКСЕЙ ЛАДЫГИН, фотограф. Профессиональный стаж – 18 лет. Занимался различными видами фотосъемки, в том числе и рекламной. В настоящий момент работает фотографом пресс-службы Телеканала "Россия", фотограф "Охоты на Пиранью".

— Алексей,
... в чем видите особенности съемки на площадке? Чем-то отличается она от других видов съемки?

— Да, конечно. Определенная специфика существует. При съемке кадра необходимо обращать внимание на кран. Это выносная "стрела", которая перемещается, двигается вперед-назад, сверху которой висит камера. Главное – не попасть под кран... и в кадр, и, конечно, не мешать всему процессу съемки кино. Для меня работа на съемочной площадке – это прежде всего работа с оператором, практически съемка из-под его локтя. Можно продвигаться немножко вперед, но при этом не мешая ему снимать, и самому успеть снять. Нужно находить те точки, где тебя не видно, а ты видишь всех. Для этого спрашиваешь у оператора, какой кадр он будет снимать. Если крупный план – то свободы для съемки больше. Можешь ходить вокруг, подбирая нужный ракурс.

— Не пробовали отойти от оператора и снять с другого ракурса? А привлечь к себе внимание?

— Когда идет съемка фильма, это чревато последствиями... При других обстоятельствах это возможно. А на площадке возможно уловить те несколько секунд, которые следуют после фраз "Стоп! Снято!". Но это уже получается кадр не из фильма, а постановочный. Хотя для многих изданий – это основной вид съемки.

— Хотелось Вам запечатлеть в кадре особый образ актера?

— Конечно, хотелось бы... Но для этого нужно то драгоценное время, которого у актеров так мало. У них очень плотный рабочий график. И к тому же, в основном для "кадров из фильма" требуются образы персонажей, а не действительных личностей.

— Учитывая предыдущие роли В. Машкова и Е. Миронова (по фильмам "Лимита", "Мама", "Идиот"), как считаете, удалось ли сыграть Евгению Миронову отрицательного героя?

— Считаю, что да. Хотя это и не так просто. Вообще в картине есть и смешные моменты, и серьезные. Это такой "экшн": один против всех и всех победил. Фильм моментами смешной, моментами драматичный, а в целом смотрится хорошо. Например, по окончании предварительного показа, который проходил в "Атриуме" на Курской, наступила полная тишина... и вскоре раздались аплодисменты.

— Где проходили съемки?

— Первая часть съемок проходила в Карелии, это на севере России, а вторая часть снималась в Белоруссии под Минском. Надо сказать, природа очень подходящая, много валунов, хотя съемочная группа возила с собой на всякий случай два огромных пенопласта...

— А с точки зрения климата все отлично?

— Особых проблем не было. Обычные съемочные ситуации. Например, вышло солнце – все сидят, ждут, пока оно уйдет. Проходит двадцать пять минут – солнце зашло. Мотор, съемка! Снимают-снимают. Стоп: опять солнце. Все сидят, ждут, пока облако пойдет. Вскоре по сюжету нужно, чтоб было наоборот: солнечно. Облако минут на сорок – обед!

— Чтобы снимать "Охоту на Пиранью", нужно было пройти курс спецподготовки?

— Нет, но, безусловно, нужна хорошая физическая форма. Так как рабочий день продолжительностью пятнадцать часов выдержит не каждый. Начиналась съемка где-то в семь утра и заканчивалась около десяти. А если аппаратуру носишь на себе...

— Кстати, сколько килограмм техники Вы носили на себе?

— Можно посчитать: кило, кило, кило... Около шести килограммов, это точно. Вроде бы немного, но это кажется лишь сначала.

— Все ли фотографии отдаются прокатчикам?

— Нет. После того как фильм отснят, по договору производитель должен отдать прокатчику или заказчику сам фильм и определенное количество фотографий. Это может быть 40-50 фото, то-есть самое основное, и притом фотографии, не раскрывающие сюжетной линии и финальной сцены. ...

— В чем Вы ходите на площадке: в берцах или может, в кирзовых сапогах?


— На площадке многие как раз ходят в берцах. Или в той обуви, которая хорошо держит стопу. Я ходил в кроссовках "для активного отдыха". Твердый мыс, твердая пятка, большой протектор. В той обуви, в которой ходишь весь рабочий день, должно быть удобно. Мало ли что: где-то можно поскользнуться...

— Большое место в картине занимают драки, перестрелки. Насколько сильно свистели пули во время фотосъемки?

— Шумно было.

— Не мешает Вам шум?

— Нет. Шумно было в том плане, что выстрелы очень громкие. А остальное – дело компьютерной графики. Это великая вещь. Около двадцати процентов фильма, особенно в жанре "экшн", должны быть напичканы спецэффектами. Хотя бывает и намного больше.

— Вот, как пример, сцена на поезде...

— Да. Каскадеры ехали на поезде, их снимали и сверху, с вертолета, и с поезда, и снизу. Дублей было достаточно много. Вертолет был настолько перегружен, что пришлось высадить режиссера. Там поместились оператор, "фокусник" (человек, который наводит на фокус), другие и, самое главное, – станина с камерой... Все это было настолько тяжелым, что МИ-2 не выдержал. Эту часть снимали натурально. А потом построили павильон, обтянули хромогримом (фон, как правило, зеленого цвета), соорудили крышу вагона поезда, поставили кран, ветродуй и начали снимать уже актеров. Затем эти части компонуются, и так получилась желаемая сцена.

— Со стороны казалось, что это боевик? Или это была комедия?

— Все было довольно натурально. Актрисе даже связывали руки так, что они затекали...И на ее уговоры немного ослабить веревки говорили, что тогда будет недостоверно.

— Какие-нибудь курьезные случаи можете припомнить?

— Были из серии: "Что ж вы народного артиста ногой да по лицу! Ну что ж, не каждый день выпадает удача с народным артистом вот так обращаться!". Например, в сцене убийства Мазура, заключенного в колодки...

— Алексей, хотелось бы сыграть главную роль в каком-нибудь фильме?

— Скорее всего, нет...

— А если бы пришлось, кого бы сыграли: положительного героя или отрицательного?

— Конечно, хочется играть положительную роль: за хорошего актера болеют и его, как правило, любят. И наверно, роль легче сыграть. А отрицательная сложнее, так как должен быть особый настрой. В связи с этим Евгению надо было как-то показать, что внутри него сидит небольшое чудовище, преодолеть свое обаяние.

— Вы довольны фотосъемками?

— Конечно, нет. По окончании их понимаешь, что надо было встать не на этом месте, а на другом...Тогда бы задуманный мной ракурс получился. Если бы заранее знать, когда будет сниматься крупный план, то можно было бы подойти ближе, встать под камеру. Вот такие нюансы. Снималось бы кино заново – многое сделал бы по-другому.

— Как думаете, несет какой-нибудь заряд съемка "Охоты на Пиранью"?

— Если бы я снимал актеров, руководствуясь только своим мнением, это бы шло вразрез с мнением режиссера. Есть одна фотография, которая, в общем-то, совершенно не соответствует образу персонажа. Я снял Штабса (Андрея Мерзликина) не в его киношном образе. Он получился необыкновенно задумчивым и незлым. Так что личная трактовка при работе над фильмом не приветствуется. ...