АНДРЕЙ КАВУН: НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРОЧИТАННОМ...

shantara.ru

Андрей Кавун на форуме Александра Бушкова

Сразу скажу – огромное спасибо всем, кто посмотрел и написал. Независимо от того, понравилось или не понравилось, лестно написали или нелестно. Без подмигиваний и ерничества – ОГРОМНОЕ СПАСИБО. Потому что раз вы пишете – значит, фильм задел. На всех форумах мнения делятся пополам примерно (+-15% в ту или иную сторону). Но гораздо важнее то, что их (мнений) МНОГО – намного больше, чем на любой фильм, вышедший в течение месяца. А это значит, что как событие фильм состоялся.

Вступать в дискусию по поводу фильма не буду, говорю сразу. Не потому что боюсь или считаю ниже своего достоинства, а потому что бессмысленно это – оправдываться или красоваться после сделанного. Что выросло – то выросло, что получилось, то и хотели. И я отвечаю за каждый кадр, каждое слово, каждую склейку и каждый звук в этом фильме, не перекладывая вину ни на кого.

Сразу отвечу на наиболее часто звучавшие вопросы на вашем и других форумах.

Сами-то довольны? – Да, доволен. За такие деньги и при таких сроках – это лучшее, что мы могли сделать. По поводу других денег и других сроков – вопрос, как вы понимаете, не ко мне.

Вам не стыдно такое снимать? – Вот ни капельки. Если бы не понравилось вообще никому – я бы, может, и задумался о смене профессии, но вот моему сынишке очень понравилось. И еще паре миллионов людей вместе с ним. Второй паре миллионов не понравилось – жаль, зато есть, к чему стремиться дальше.

Зачем было так книгу портить? – Говорил уже неоднократно. К тому же есть роскошная байка про европейского живописца, однажды приехавшего в Японию. Увидев тамошнюю живопись, он спросил у японского художника – почему вы рисуете предметы так непохожими на настоящие, а все время стилизуете их? У вас цветок совсем не похож на настоящий. Японский художник искренне удивился и ответил – а зачем? Зачем я буду рисовать настоящий цветок – он ведь уже есть в природе...

Что за манера – брать уже придуманное и выдавать за свое? – Это не манера, а стиль, и в кино (да и не только) ему есть определенное название (не "плагиат"). Да и за свое никто не собирался выдавать.

Почему так нереалистично? – Это же боевик, товарисчи, о какой реалистичности идет речь? В подавляющем большинстве фильмов этого жанра нереально все – от завязки до последнего кадра. Тем не менее мы верим, что там у них можно стырить весь золотой запас и вывезти на грузовиках, что неуклюжий резервист и старик могут вдвоем справиться с отрядом коммандос, что для того, чтобы раскрутить любой заговор по уничтожению мира, достаточно дефилировать по ресторанам в дорогом костюме с бокалом мартини с водкой (взбалтывать, но не смешивать) и представляться роковым красоткам настоящим именем (угадайте, каким). Список можно продолжать. Но в нашей стране такого быть не может – в нашей стране герой непременно должен думать о добром, вечном, нести некую мораль (которую в последнее время в кино принято подменять великодержавным пафосом или политически-актуальными памфлетами, вроде тех, что акт на Дубровке организовал Березовский, а Сорос торгует наркотиками). Как сказал Оскар Уайлд по поводу патриотизма – помнят все.

Очень понравилось высказывание по поводу морали и идейности фильма на форуме Алекса Экслера – "наконец герой русского фильма не мучается полтора часа над дилеммой "тварь ли я дрожащая или право имею", а делает свое дело – спасает мир, как и положено героям боевика".

Для фильмов подобного жанра существует одно определение – ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. Вроде и реализм, но фантастический. И в этой системе координат субтильная девушка запросто может палить из дезертов, в главного героя не попадет ни одной пули, к эротической сцене от рубцов на спине главного героя не останется и следа (просто представьте, какую реакцию вызвал бы торс Мазура у Ольги, а вместе с ней и у всех женщин в кинозалах, если бы был посечен синюшными шрамами с кровавой коростой – отнюдь не эротическую!). Я думаю, что, прочтя в свое время "Сердце Данко", кардиологи очень хохотали.

Кстати, два легких гидрокостюма и резиновая лодка запросто умещаются в один рюкзак при правильной упаковке, а баллоны у них были не сдвоенные, а одинарные, к тому же самые маленькие из существующих.

Доктор никуда не пропал – болтался под брюхом вертолета. Шнурок для Вики Мазур снял с убитого (это есть в кадре). Почему так обошелся с ментом – а вот Бушкову понравилось. По поводу машины – старенький Land Rover стоит около пяти – семи тысяч убитых енотов. Мы долго выбирали машину для главного героя. И пришли к выводу, что это должен быть именно он – недорого, надежно, брутально, почти по армейски (Дискавери используют армии многих стран, не на УАЗике же Мазуру ездить).

Сцена на поезде не очень нравится самому – не хватило времени. Но даже такая, она гораздо более уместна и прикольна в фильме, чем ее отсутствие. К тому же она очень хорошо улеглась в систему, когда чем дальше – тем нереальнее...

Знаете, я вообще считаю, что чистый боевик – это, к сожалению, уходящий жанр. Время "Крепкого орешка", "Смертельного оружия", время Сталлоне, Сигала, Шварца – уходит. Сейчас боевик – это лишь одна из составляющих зрелищных фильмов. Обязательно примешивается или криминальная драма ("Тренировочный день", "13 участок", "Убийцы"), или жесткий детектив, а иногда и триллер ("Семь", "S.W.A.T."), или политика ("Загнанный", "Заложник", "Слезы солнца"). А легких иронических боевиков уже вообще никто не снимает. Мне хотелось сделать фильм именно в таком жанре, где страшное соседствует со смешным, где после просмотра ты выходишь не загруженный мировыми проблемами или ужасами уголков человеческой души, а слегка ошарашенный бешеным ритмом фильма, но ОБЯЗАТЕЛЬНО в хорошем настроении.

Если вдаваться в суть боевика, то это фильм, который строится на противостоянии сильного, харизматичного положительного героя и такого же отрицательного, где финал заранее ясен, где в конце обязателен поцелуй, где тем не менее нет случайных вещей – каждое повешенное на стене ружье должно выстрелить, к каждому крючочку должна быть петелька. И ведь не зря появилась целая когорта боевиков комических – ну, как не постебаться над этими и еще кучей непременных составляющих.

Если резюмировать все вышесказанное, то очень точно определил, чего же я хотел добиться, Грант в своем посте про игру в "Наших" и "Немцев". Просто многие из нас так постарели, так повзрослели, что забыли, кем же мечтали быть в детстве – а мечтали ведь именно быть отважным капитаном Мазуром, который непременно спасет весь мир (на меньшее ведь никто не был согласен) и красотку-спутницу с грудью то ли третьего, то ли четвертого размера (кому какой больше нравится).

Ну, это нормально.