ПОКЛОННИК ЧИСТОГО ЖАНРА

Газета "Советская Белоруссия"
22.04.2006
Виктория Попова

Исповедь режиссера Андрея Кавуна

Апрельская премьера "Охоты на Пиранью" меня раздавила. Выйдя из кинотеатра, я понимала, конечно, что фильм – полный бред, что все это сказки и так не бывает и жанр боевика – тоже для определенной аудитории. Но фильм сделан классно. Возможно, впервые в истории российского кинематографа высота жанра "экшн" взята. Выяснилось, что режиссер фильма совсем не Федор Бондарчук и даже не Филипп Янковский, а некий Андрей Кавун, о котором мы знаем только, что он окончил ВГИК и был режиссером сериала "Курсанты".

Мне захотелось с ним повидаться, просто сказать, что он молодец и что режиссер он очень интересный. В Минске на "Беларусьфильме" наша встреча и произошла. А где, как не в Минске, быть сейчас Андрею Кавуну? У нас снимается большинство российских сериалов. Кавун здесь и "ставит на ноги" новый сериал – "Суд". Продюсеры попросили Андрея, чтобы из этого сериала он сделал такую крепкую болванку, чтобы потом несколько лет любой режиссер мог приезжать в Минск и снимать очередную серию. Голливудскую "Скорую помощь" тоже кто только не снимал: и Тарантино, и Родригес. Так будет и с "Судом"... Но режиссера Кавуна я запомню.

— С первого кадра Ваша "Охота на Пиранью" меня в кресло вдавила – и только на титрах я выдохнула. Отличный боевик...

— А представляете, его должен был снимать совсем другой режиссер, есть такой Сережа Бобров. Мы работаем в одной студии. Я знал, что он будет снимать "Пиранью", ходил и жутко ему завидовал: я чувствовал, что боевик – это мое...

— И что с ним приключилось, с Бобровым, – сломал ногу?

— Да нет, просто сам в какой-то момент понял, что ему неинтересно с этим материалом работать. Сережа подошел ко мне и сказал: "Хочешь – снимай! Только с продюсером сам договаривайся".

— Ну, после сериала "Курсанты" Валерий Тодоровский Вам что хочешь доверит. Он рассказывал в одном интервью, что, когда Вы снимали этот сериал, у Вас руки тряслись, так Вам хотелось хорошо себя зарекомендовать.

— У него тоже тряслись руки: он молодому неизвестному режиссеру доверил такой огромный проект. А с "Курсантами", между прочим, Россия впервые вышла на международный уровень, сериал был номинирован на престижную награду мировой организации телерадиовещателей "Эмми".

— А как вы с Тодоровским познакомились, случайно?

— Нет, я не проливал на него кофе в баре и в метро мы тоже случайно не сталкивались. Скорее, это был классический случай. Оканчивая ВГИК, я снял дипломный проект и представил его на фестивале студенческих фильмов. Занял там первое место, после чего ко мне подошел Тодоровский и сказал, что его студия готова со мной сотрудничать.

— А почему сегодня кинопродюсеры гоняются только за молодыми режиссерами?

— Это хороший вопрос. Я думаю, потому, что мы умеем работать в новых условиях продюсерского кино. А мастера старой школы развращены советской киносистемой, где можно было проснуться утром, посмотреть в окно и сказать себе: "Что-то нет у меня настроения снимать сегодня". И все. Съемочная группа сворачивается и уезжает, и никого не волнуют простои и дырки в бюджете, поскольку деньги – государственные. Сейчас, в условиях продюсерского кино, нужно уметь чувствовать ответственность за каждую минуту съемочного дня.

— Владимир Хотиненко тоже не вписался, Вы считаете?

— Он, пожалуй, один из немногих, кто сумел перестроиться.

— А вот Евгений Миронов после "Пираньи" говорил, что не почувствовал на съемочной площадке режиссера Андрея Кавуна. Кроме "Стань в профиль!", "Стань анфас!", других задач Вы якобы перед ним не ставили.

— Да, я тоже читал это интервью. На мой взгляд, Женя немножко утрировал. Он – актер с тонкой психологической школой. А боевик – это все-таки особый жанр, со своими законами, и никаких тонких психологических подоплек там быть не должно. Есть положительный герой, есть отрицательный, они оба жутко харизматичны и между ними происходит столкновение. Все. И пока Женя не понял, что боевик – это все-таки немножко "капустник", что играть здесь нужно несколько условно, он долго не мог адаптироваться. Но в итоге роль свою очень точно сделал.

— А с Машковым легко было работать? Наконец-то Вы расправили его атлетические крылья, "засветили" Володю во всей его мужской красе. Не зря, получается, он лучшие свои годы провел в тренажерном зале.

— Я помню, как сильно волновался в день нашей первой с ним встречи. Он приехал на студию и таким фирменным своим прищуром стал ко мне присматриваться: сейчас разберемся, что ты за режиссер такой. Для начала я дал ему кассету с "Курсантами", он ее посмотрел, потом зашел ко мне в кабинет и сказал: "Рассказывай". Два часа с пеной у рта я ему говорил, какой это будет отличный фильм – "Охота на Пиранью". А потом два часа он мне рассказывал, что это будет за кино. А через четыре часа мы в обнимку вышли из кабинета и остаемся лучшими друзьями до сих пор.

— Вы звоните в Москву, интересуетесь кассовым успехом фильма?

— Звоню, конечно. Продюсеры говорят, что "Пиранья" особого прорыва не сделала, кассовый сбор идет очень ровно, но для русского боевика успех вполне ощутимый: фильм уже приносит прибыли, а ведь после премьеры прошло только две недели. О каких суммах идет речь, я не знаю. К сожалению, у нас режиссеры не участвуют в прибыли. ...