ТЕЛЕЭКРАНЫ ЗАСЫПЛЕТ "ПЕПЛОМ"

Известия
27.10.13
Лариса Юсипова

В новом сериале на канале «Россия» ожидается актерская дуэль Владимира Машкова и Евгения Миронова

Оба главных российских канала — и «Первый», и «Россия» — регулярно совершают вылазки за пределы формата, отведенного общедоступному ТВ, и запускают сериалы, категорически не схожие с обычным телевизионным мылом. В международной практике место им было бы на платных каналах, в российской же оказывается, что пока только большие корпорации с серьезной долей госучастия могут себе позволить такие эксперименты.

Иногда результатом становятся и престиж, и рейтинг (как было в случае с «Ликвидацией»), иногда — только престиж и уважение профессионального сообщества (Гай Германика на «Первом»). Новый сериал, «Пепел», стартующий на «России», явно имеет шансы совместить полезное (признание профессионалов) с приятным (высокие показатели зрительского внимания).

Посмотрев первые четыре серии, могу сказать, что главное — не сдаться после первых двух и найти в себе силы включить телевизор, когда пойдет третья.

Первые две, несмотря на актерский состав, кажутся все-таки обычной «сериальщиной» с неприхотливым монтажом, неряшливо подобранной фактурой и переизбытком музыкального сопровождения (композитор Юрий Потеенко).

С третьей серии становится интересно. Во-первых, потому, что актеры действительно первоклассные (в первых сериях это Владимир Машков, Евгений Миронов, Елена Лядова, Андрей Смоляков, Владимир Гостюхин, а впоследствии к ним присоединяются Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Ирина Розанова, Петр Мамонов — и это еще не весь звездный список), а во-вторых, интригует сама фабула.

Двое главных героев, ставших за несколько месяцев до войны случайными попутчиками в спальном вагоне, волей случая меняются не только одеждой и документами, но и судьбами. Капитан Красной армии, знающий, что через несколько часов его скорее всего арестуют (Машков), становится вором-медвежатником, а вор (Евгений Миронов) — кадровым военным.

Смена «масок» не помогает ни одному из них избежать ареста, причем каждый, выдерживая пытки НКВД (политическим приходится куда тяжелее, чем уголовникам), все-таки не признается, кто он на самом деле.

Про героя Миронова до «смены имиджа» мы успеваем узнать, что он артистичен, ловок, может вскрыть сейф за то время, пока выкуривает сигарету (горстка пепла не месте преступления — его фирменный знак), и пользуется безусловным авторитетом в своей воровской корпорации (кстати, вор-медвежатник по кличке Пепел действительно существовал). Про героя Машкова — только лишь то, что он очень любит свою жену (Лядова) и обладает отличной физической подготовкой.

В третьей и четвертой сериях Миронов солирует: его герою предстоит выйти на свободу, встретиться с женой капитана, наврать ей с три короба, убедить не раскрывать обман, влюбиться и добиться взаимности.

Машков пока выжидает. Единственное, что можно констатировать со всей определенностью: его гиперхудоба из «Края» сменилась обычной машковской хорошей формой. Более всего он походит на голливудскую звезду итальянского происхождения, что, правда, слишком уж выделяет его из среды зэков-уголовников, в которой он по воле сценариста оказался.

Фильм начинал снимать Вадим Перельман («Дом из песка и тумана»), американский режиссер украинского происхождения. «Пепел» должен был стать его первым большим российским проектом, но, убедившись на собственном опыте, что криминогенная обстановка в нашей стране оставляет желать, он вернулся в Лос-Анджелес и не стал завершать работу. Фильм, по слухам, доснимал отчасти сам Машков (он, впрочем, в титрах как режиссер не значится). А отчасти — продюсер Тимур Вайнштейн (в титрах два режиссерских имени: его и Перельмана).

Возможно, если бы Перельман не нарвался на неприятную историю и завершил проект, «Пепел» действительно мог бы приблизиться к уровню «Ликвидации». По первым четырем сериям эта перспектива, признаться, не вырисовывается. Зато очень хочется узнать, как события будут развиваться дальше (сценарий писала группа авторов во главе с Эдуардом Багировым), а это, в случае с отечественными сериалами, уже огромное достижение.