ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ И ВЛАДИМИР МАШКОВ: ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

www.tele.ru
23.08.2012
Марина Кузнецова

Актеры, не раз бывшие партнерами на съемочной площадке, вновь играют вместе — на этот раз заклятых врагов в телевизионном фильме «Пепел»

— Володя, давай выходи! Ну сколько можно ждать?! — кричит Машкову Сергей Гармаш.

В 100 километрах от Питера расположилась съемочная группа телефильма «Пепел», действие которого разворачивается с 1938 по 1948 год. Сегодня одна из немногих сцен, когда на площадке все исполнители главных ролей: Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Ирина Розанова, Елена Лядова. В перерыве решено сделать общую фотографию съемочной группы на память.

Машков в кирзовых сапогах, заправленных в них брюках и потертой кожаной куртке выходит из грим-вагона, на ходу докуривая сигарету. Скромно становится с краю. Группа неодобрительно гудит, и, разводя руками, — мол, как скажете, — Машков проходит в центр.

— Пепел, Пепел! — уже хором кричит съемочная группа.

Так в фильме зовут героя Евгения Миронова — на площадке это прозвище прочно приклеилось к нему. Миронов, в форме подполковника, с усами, спешит встать рядом с Машковым. Фотограф делает несколько снимков. — Давайте быстрее, а то у меня сейчас ус отклеится! — шутит Миронов.

Все улыбаются — нужный кадр сделан. Объявляется получасовой обед.

Вот уже три недели съемки идут на бывшей тренировочной базе Военно-морского флота неподалеку от поселка Большая Ижора — в 1970-х это место было секретным объектом. А сейчас тут разруха — пришлось даже проложить дорогу и вставить стекла в деревянном доме, который в картине играет роль клуба воинской части. Снимают празднование десятилетия воинской части — на этом торжестве спустя столько лет после знакомства судьба сводит героев Машкова и Миронова второй раз. Интересное совпадение: для актеров это вторая и последняя совместная сцена в фильме.

А знакомятся персонажи Машкова и Миронова в 1938-м в поезде. Капитан рабоче-крестьянской Красной армии Игорь Петров (Владимир Машков), убегающий от очередной волны армейских чисток, волею случая оказывается в одном купе с вором-рецидивистом Арсением Пеплом (Евгений Миронов). Пепел везет воровской общаг главарю банды, но сообщники неожиданно решают его ограбить. В завязавшуюся драку вмешивается Петров. Он расправляется с бандитами и, воспользовавшись бессознательным состоянием Пепла, меняется с ним одеждой и документами, забирает бандитское золото и спрыгивает с поезда. Очнувшись уже в госпитале, Пепел понимает, что произошло: теперь он — капитан Петров, а его попутчик, очевидно, стал Сенькой Пеплом.

Миронов не справился с управлением

— Обстоятельства вынуждают моего героя выдавать себя за другого — из вора сделаться офицером, — рассказывает в перерыве Евгений Миронов. — Пепел обретает любовь — он очарован женой Петрова Ритой (Елена Лядова). Сочиняет историю о том, что ее настоящий муж погиб. Но, единожды солгав, рано или поздно придется за это ответить: настанет время платить по счетам. И вот как он поведет себя при этом, что будет делать, что чувствовать?

Героя Миронова в фильме занимают не только душевные терзания. Актеру пригодилась и его хорошая физическая форма. В первой серии Пепла пытаются сбросить с поезда: актеру пришлось висеть буквально на подножке набирающего скорость состава.

— В самых сложных сценах выручали каскадеры, — говорит Миронов.

А вот учиться управлять то и дело глохнущим мотоциклом с люлькой довоенных времен (подобный транспорт для съемок находят у частных коллекционеров) нужно было самому.

— Сказать по секрету, я и машину водить не умею, — улыбается Миронов. — А тут старый ревущий мотоцикл! Особая сноровка нужна. Научиться удалось не сразу: в первый же съемочный день на полном ходу въехал в ЗИЛ — хорошо, что скорость была небольшой, — всего лишь встряхнуло. Сейчас уже чувствую себя увереннее: могу разворачиваться, парковаться — девочки из съемочной группы мною гордятся.

Физические нагрузки даются Евгению не так легко, как раньше: ведь незадолго до начала съемок актер перенес операцию на колене. Теперь в перерывах между съемочными днями ездит в больницу на лечебный массаж: нужно разрабатывать ногу.

В другом эпизоде герой Миронова, ухаживая за «чужой-своей» женой, дарит ей полет на военном самолете — она давно об этом мечтала. Для съемок нашли восстановленный аппарат довоенных времен. Управлял им профессиональный пилот.

— На самом деле мой герой очень боится высоты и в ходе этого полета с трудом сдерживает рвотные позывы, — говорит Миронов. — Я лично летать не боюсь, но вот насладиться полетом не удалось: нужно было изображать страх. А вообще я хочу сказать, что очень рад, что мы с Володей Машковым снова играем вместе — к сожалению, в жизни видимся очень редко, хоть и метко! (Смеется.)

Машкову в фильме тоже хватает экшен-сцен: драки, погони, перестрелки. В конце сентября актера ожидают сцены в водах Финского залива: его герой будет добывать золото на прииске, и машина с ним рухнет в воду. Для съемок актер отпустил бороду.

— Очень удобно, так бы всю жизнь и ходил, — замечает он на ходу.

По негласному правилу Машков никогда не совмещает одни съемки с другими, так что может себе это позволить. Четыре месяца, пока идет работа над «Пеплом», актер живет в Петергофе, в часе езды до площадки, практически никуда не отлучаясь.

Роды по Скайпу

Режиссер телефильма — Вадим Перельман, с 1977 года живущий в Лос-Анджелесе. Для него это первая картина, снятая в России. Его дебютный фильм «Дом из песка и тумана» с Беном Кингсли в 2004 году был номинирован на «Оскар».

— В Лос-Анджелесе мы с Володей Машковым пересекались периодически в одной компании, но я даже не подозревал, что представится возможность поработать вместе. Очень этому рад — он актер думающий. Он как бы со всеми и в то же время в себе — сосредоточен на своем персонаже. Это радует.

Поводы для радости режиссеру приносит не только работа: в конце мая у него в Лос-Анджелесе родилась двойня — мальчик и девочка. Малышей, как и сами роды, Вадим видел по Скайпу. Съемки много­серийного проекта для канала Россия закончатся только в октябре — вот тогда и удастся повидать семью.

По словам Перельмана, фильм для него во многом личный.

— Например, история героини Лены Лядовой. Я вспоминаю свою маму — она потеряла мужа, моего отца, в 32 года, мне тогда было девять. Через какое-то время мама вышла замуж, живет с моим отчимом уже 25 лет, у них все хорошо. Но я иногда думаю: а если бы вдруг папа вернулся — что бы мама делала? Ведь в фильме Рита не видела могилы своего мужа — она принимает на веру слова Пепла о том, что он погиб. Но на дворе 1938 год — нужно как-то выживать, и потому она принимает эти условия игры, живет с чужим человеком, привыкает к нему. Более того, она ждет от него ребенка. И в этот самый момент, спустя десять лет, появляется настоящий муж — герой Машкова. Что она будет делать? Кого выберет? Мне кажется, у нас получится шекспировская дилемма.

— Хеппи-энда не ждите, — хитро улыбается Сергей Гармаш.

У него в фильме роль следователя, подозревающего, что герой Миронова не тот, за кого себя выдает. Есть и романтическая линия — он ухаживает за медработником части Надеждой (Ирина Розанова).

— Я снимаюсь тут именно с подачи Сережи, — говорит Ирина Розанова (на площадке актриса называет Гармаша Серым, он ее — Ириной Юрьевной. — Прим. «ТН»). — Он позвонил мне и сказал, что затевается очень хорошая картина и он хочет сыграть в паре именно со мной. Здесь вообще целая компания моих друзей: Женя Миронов, Лена Лядова, Сережа… А это очень важно, чтобы тебе комфортно работалось с людьми.

На площадке Сергей Гармаш — главный рассказчик баек: в перерывах над ними хохочет вся группа.

— Вов, ну а ты помнишь, как она трусы проспорила? — спрашивает актер, упоминая фамилию одной из актрис. — Я тогда сидел с ними в руках как дурак. А из-за чего спор был — не помню, хоть убей!

Машков в ответ качает головой.

— А кто у нас на улице так громко смеется? — подозрительно спрашивает по рации режиссер, снимающий в этот момент кадры с массовкой в доме.

— Все. Пошутили — и хватит, — шепотом говорит коллегам Гармаш. — Вова, Женя — все в кадр! За работу!