"МУСУЛЬМАНИНА" БЛАГОСЛОВИЛ ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК

Газета "Музыкальная правда" №19
25.05.1997
Анна Максимова

Весной пошлого года на экраны вышел необычный фильм. Необычный – хотя уже, кажется, не осталось сюжетов, способных удивить зрителя. Режиссер Владимир Хотиненко снял картину о воине-"афганце" Коле Иванове, пробывшем семь лет в плену у моджахедов, принявшем там ислам и вернувшемся в родную деревню. Впрочем, фильм этот не о русском мусульманине – он о нашей с Вами жизни, о том, какие мы, ради чего живем на свете, что значит для нас вера и есть ли она в нас.

Сценарий, написанный Валерием Залотухой, награжден премией "Ника" Российской академии киноискусства. И этот успех был, наверное, преопределен, ибо отечественный художественный кинематограф, пожалуй, впервые за последние годы так серьезно заговорил о войне и государстве, вере и безверии, власти денег и торжестве духа.

— Помню, как года три назад ребята возвращались из Афганнистана. Тогда звучало в "Новостях": "...вернулся еще один воин-интернационалист, освободившийся из плена", – вспоминает Валерий Залотуха. – Я слушал эти слова и всегда думал об одном: а как он будет жить, этот парень? Какой окажется его дальнейшая судьба?

— Вы хотите сказать, что проторипа у Вашего героя нет?

— Совершенно верно.

— Но чтобы написать такую историю, надо, наверно, как минимум иметь друзей-"афганцев", быть в курсе того, что там, в Афганистане, на самом деле происходило и что происходит в душах тех, кто вернулся с войны?

— Честно говоря, у меня не было никакой другой информации об афганских событиях, кроме той, что поступала из телерепортажей и газетных статей.

— На мой взгляд, "Мусульманин" – это фильм прежде всего о вере. Вы сами верующий человек?

— Да, я православный христианин, и сценарий к картине написан с благословления моего духовного отца. Ему, кстати, довелось жить в Алжире. Батюшка преподавал там высшую математику и успел неплохо изучить исламский мир.

— Думаю, это признание будет открытием для тех, кто воспринимает "Мусульманина" как откровенную пропаганду ислама – а таковых, увы, немало. Что ж, зрителей можно понять: вернулся из плена русский солдат, но он уже не Николай Иванов – настоящий Абдолла. Парень перебирает четки, постоянно молится Аллаху. Получается, будто он, истинно верующий, – живой упрек испитой и погрязшей во грехе деревенской публике православного вероисповедания... И все же не о борьбе конфессий идет речь. Наоборот, подчеркивается общность людей, исповедующих разные религии. И конфликт у Коли возникает не со священником, а с родным братом Федором. Мне кажется, фильм этот о вере и безверии – ибо истинно верующие люди всегда смогут мирно сосуществовать.

— Конечно. Более того, Владимир Хотиненко мне рассказывал, как в Казани после выступления к нему подходили зрители и говорили, что очень много ребят, посмотрев "Мусульманина", приняли ислам. Значит, татарская молодежь через эту картину приходит к Богу. С другой стороны, мне известно, что некоторым людям наш фильм помог прийти к православию. Для меня это очень много значит.

— Как Ваш сценарий нашел "своего" режиссера?

— Режиссер "нашелся" еще до того, как родился сценарий. Дело в том, что сначала я рассказал о своей идее Володе Хотиненко. Она пришлась ему по душе. И пока я работал над сценарием, уже готовились съемки.

— Вы довольны тем, как снят фильм?

— Да, безусловно, хотя не секрет, что между режиссером и сценаристом всегда существуют некоторые разногласия.

— С тех пор как сценарий увидел свет, прошло два с половиной года. Была Чечня – Россия вновь воевала с мусульманами. Изменилось ли что-то в нашем мировоззрении за это время?

— Внешне, пожалуй, нет. Но, по-моему, некий внутренний процесс все-таки идет. На ошибках учатся. Может быть, и Чечня нас чему-то научит. ...

— Ваш герой попадает на войну, будучи далеким от христианской веры. Ислам стал для Николая настоящим открытием, сформировав его духовно. Не связано ли это прежде всего с тем, что православная вера на Руси находится в упадке?

— Да, наверно, истинно верующих православных христиан не так много. ... Уверен, даже в том случае, если человек не считает себя верующим, пусть он ходит в храм, пытается отстоять всю службу, пусть чаще молится. ... Ведь когда мы вернем образ жизни православный, то, возможно, тогда и вера вернется. ...

— Борьбу веры и безверия в фильме венчает весьма мрачный конец – Николай погибает, оставаясь преданным исламу. Сегодня, по прошествии нескольких лет, Вы не хотели бы изменить столь безысходную развязку?

— Нет, ни в коем случае. И не потому, что я такой кровожадный, просто в данной ситуации герой обречен. Это закономерно, ибо человек в таком состоянии духа, как у Николая, в теперешнем российском безвременьи не может найти иной судьбы. Даже если бы он вернулся на родину не мусульманином, а истинно верующим христианином, увы, финал был бы тем же.

Киносценарист Валерий Залотуха, рассказывая о своей работе над "Мусульманином", заметил: "Фильм возникает из чувств. И если работа удачна, рожденные в одной душе эти чувства и мысли поселяются в душах десятков, а возможно, и тысяч людей".

С "Мусульманином" так и получилось.