АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ: Я ВСЕГДА ЦЕЛЮСЬ В НЕВЕДОМОЕ
Газета "Известия"
2005
Алиса Бруновна Фрейндлих – это актриса, которая не боится играть глубоких старух, поскольку свою актерскую карьеру начинала именно с таких ролей. О ее роли в фильме Константина Худякова "На Верхней Масловке" Алиса Бруновна поговорила с корреспондентом газеты "Известия".
Главная героиня повести и фильма – глубокая старуха Анна Борисовна, скульптор, ровесница века. В молодости она пила кофе в парижских кафе вместе с Амедео Модильяни, а в конце восьмидесятых, когда происходит действие картины, доживает свой век в неуютной мастерской-квартире. Приютив у себя закомплексованного и неуспешного Петю, по профессии театрального режиссера, в три раза ее моложе.
— Алиса Бруновна, для Вас возрастные роли, если я ничего не путаю, совсем не новость. Вы с них начинали – еще до Театра Ленсовета, даже Комиссаржевки – в театральном институте. Это так?
— Это так, Вы ничего не путаете, наоборот, все хорошо знаете. Даже сбили меня – я только приготовилась Вам сказать, что ролью Анны Борисовны закольцевала свою актерскую судьбу. ...
— Все же театр предполагает другую меру условности, чем кино с его крупными планами и экраном во всю ширь. Неужели у Вас не было такого простого, такого понятного женского страха – играть женщину в два раза старше себя?
— Ну, в два раза – это комплимент.
— Тогда в три.
— Я так и думала, что Вы мне обязательно сделаете комплимент в таком роде, чтоб я легче себя чувствовала в разговоре. Конечно, мне было страшновато. Но только в том плане, что казалось: нет, не получится. А потом, взявшись за роль, я вспомнила все свои "старушечьи" ужимки. Знаете, как говорят педагоги в театральных институтах: характерность – это точка зажима. Так вот, я все точки зажима, которые нужны, чтобы изобразить древнюю старуху, вспомнила, и удовольствие мне это доставило чрезвычайное. Всегда приятно нырять в неведомое.
— При том, что опасно?
— Пускай. Видите ли, я Стрелец по гороскопу, я всегда целюсь в неведомое, для меня это отдельная радость. В Стрельцах силен авантюризм, а эта роль – своего рода авантюра, и я пошла на нее с радостью. Другое дело, что потом пришлось хорошенько над собой поработать, чтобы вернуться в прежнее физическое состояние. Кажется, выпрямить спину до конца мне так и не удалось. Все-таки ходить два месяца скрюченной непросто – с этой точкой зажима расставаться было очень тяжело. Физически тяжело – в прямом смысле.
— Играя злую, ищи, где она добрая: этот постулат всем известен. А играя глубокую старуху – ищи, где она молода?
— Ну, наверное, да. В сценарии и в повести у Дины Рубиной было достаточно посылок к тому, чтобы играть эту героиню как женщину, молодую душой. Именно эта несинхронность и составляет драматизм характера: душа еще готова петь-плясать, и радоваться жизни, и влюбляться, а оболочка уже многое не позволяет. Но тут на помощь приходит чувство юмора – уж что-что, а это чувство у моей героини представлено в полной мере.
— И хулиганка в ней есть, и шкода. Ей нельзя сладкое, а она тайком конфеты таскает.
— Да, мы придумывали ей разные шалости, искали в ней детское. Даже непонятно: то ли это остаточные явления молодости, то ли она уже в детство впадает. И то, и другое нам годилось.
— Как Вы думаете, кто на самом деле по внутреннему самочувствию моложе: Ваша старуха или тридцатилетний Петя, герой Евгения Миронова?
— Думаю, она, пожалуй, моложе. Разочарования, которые он за свою жизнь испытал многократно, очень его состарили. Мне кажется, что миссия моей Анны Борисовны как раз и состояла в том, чтобы все время выколачивать из него старческую пыль. Звать его, звать, звать куда-то.
— Соглашаясь на роль, Вы уже знали, что Вашим партнером будет Евгений Миронов?
— Знала. Константин Павлович сказал мне об этом, и это был для меня серьезный повод согласиться. Не говоря уже о том, что с самим Константином Павловичем мы в свое время очень славно поработали в "Успехе" – мне нравится этот фильм, и роль нравится.
— Хороший режиссер Худяков еще и хитрец. Вам он обещал Миронова, а ему – Фрейндлих.
— Женечка Миронов для меня был очень притягательным магнитом. А когда я узнала его как личность и увидела как актера в работе, мои впечатления о нем усилились многократно. Он совершенно замечательный.
— Женя говорил, что ваши добрые отношения продолжились из совместной работы в жизнь. Рассказывал, что на Вашем юбилее он сидел рядом с Вами – на правах сына и наравне с Вашей дочкой Варей.
— Да-да, так и было.
— У Вас редко бывает, чтобы отношения с партнерами продолжились в жизнь? Миронов сказал, что у него редко.
— А у меня, пожалуй, часто. Я всех своих партнеров – ну, девяносто процентов из них, то-есть, за очень малым исключением, – нежно люблю. И после работы с ними возникают такие родственные чувства, что со многими из них я продолжаю дружить за пределами фильма, даже если потом мы вместе не снимаемся и на сцене не играем. ...