ДЕНИС ЕВСТИГНЕЕВ: БЕЗ МОРДЮКОВОЙ НАШ ФИЛЬМ НЕ СОСТОЯЛСЯ БЫ

Газета "Невское время" №67
14.04.1999
Сергей Ильченко

Имя московского кинорежиссера Дениса Евстигнеева хорошо известно тем, кто следит за отечественной ипостасью десятой музы. Начав свою карьеру как оператор, он затем обратился к режиссуре и первой же дебютной картиной "Лимита" обратил на себя внимание как высококлассный профессионал. Затем был знаменитый "Русский проект" на ОРТ – серия микросюжетов о нынешней российской действительности с участием звезд родного кино. И вот новая премьера – фильм "Мама", в котором вновь одни звезды – Нонна Мордюкова, Олег Меньшиков, Евгений Миронов, Владимир Машков, Максим Суханов. Режиссер представлял свою новую работу в Петербурге, в кинотеатре "Аврора", где сейчас продолжается ее прокат. И перед премьерой согласился рассказать историю ее создания.

— Идея "Мамы" родилась во многом благодаря тому, что есть на свете такая замечательная актриса, как Нонна Викторовна Мордюкова. Мне давно, еще со времени работы над "Русским проектом", хотелось сделать с ней картину. Далее начался поиск сюжета. Вместе с Арифом Алиевым мы вспомнили ту давнюю историю семейства Овечкиных, их попытку угона самолета. Оттолкнулись от этого и стали придумывать дальше. Нас интересовало, что могло бы произойти с участниками угона полтора десятка лет спустя. Мы не пытались мотивы реальной истории привнести в свой фильм. Сценарий писался и на Мордюкову и на тех актеров, которых вы видите в картине.

— Название родилось сразу?

— Да. По-моему, это было попадание "в десятку". Оно очень емкое и очень важное и для русских зрителей, и для зарубежных. Хотя французы пытались перевести его как "Маман". Но мы с ходу это отвергли.

— Вы видели французский фильм Герца Франка "Семь Симеонов" о семье Овечкиных?

— Конечно. Но мы сознательно отказывались от того, чтобы в нашей ленте были хотя бы какие-то переклички и с той картиной, и с реальными Овечкиными. Мы даже не стали выяснять, что с ними происходит сейчас. И в нашей картине погибает только один из братьев...

— Столь звездный состав Вы собрали, рассчитывая на возможный прокатный успех фильма?

— Мы собирали не звездный состав, а хороших артистов. Вот почему, например, я пригласил на роль одного из братьев молодого питерского артиста Мишу Крылова, для которого роль в "Маме" стала дебютом в кино. Для меня было важно, чтобы эти люди обладали положительной энергией. Потому что сама история очень тяжелая, трагическая. А "чернухи" мне на экране не хотелось. Мне хотелось, чтобы зрители полюбили героев.

— Уже ходит легенда, будто Нонна Викторовна Мордюкова согласилась играть главную роль при условии, что Вы объясните ей: зачем они угнали самолет?

— В этом есть доля правды, потому что, когда мы только встретились со сценаристом, первое, что я спросил: "Зачем они угнали самолет?" Потом мы сняли картину, и, вновь встречаясь с ним, я опять спросил: "Так ты понял, зачем они это сделали?" Он честно ответил: "Нет". На самом деле не нужно отвечать на этот вопрос, потому что вся судьба нашей страны есть ответ на него. После московской премьеры мне оригинальную версию ответа дала Алла Борисовна Пугачева, которая сказала мне: "Вот Вы Ленчика сделали инвалидом, чтобы как-то объяснить попытку угона. Мол, для лечения. А ведь самолеты угоняют не когда плохо, а когда хорошо". И в этом есть своя правда. Потому что был у наших героев какой-то жизненный кураж. Хотя если судить их поступок по реальным основаниям (я имею в виду семью Овечкиных), то причина этого шага в невежественности и в вечной российской дурости.

— Известно, что часть съемок происходила в Кронштадте...

— Нам надо было найти дизельную подводную лодку для съемок эпизодов с участием Евгения Миронова, и мы ее нашли в этом прекрасном городе. Мы благодарны и командованию Ленинградской военно-морской базы, и кронштадтским морякам за их помощь и участие. Вообще должен заметить, что мы снимали в десяти регионах бывшего СССР и везде встречали самый теплый прием. Причем чем дальше от Москвы, тем прием был более сердечным и теплым.

— Вы обсуждали сценарий и фильм со своей мамой, Галиной Борисовной Волчек?

— Моя мама – очень занятой человек. У нее свои заботы в театре. Она читала сценарий и высказала свои соображения. К тому же она хорошо знакома с Нонной Викторовной Мордюковой и отнеслась к идее пригласить ее на главную роль положительно.

— Ваши собственные впечатления от работы с такой звездой, как Мордюкова?

— Без нее наш фильм просто не состоялся бы. Она сплотила вокруг себя весь съемочный коллектив, превратив его в большую семью. Причем всех артистов любила одинаково, как мать своих сыновей. Правда, больше всего обожала Володю Машкова. Наверное, потому, что он ее все время смешил. "Раскалывал", как говорят на сцене, строя всякие смешные рожи с ужимками. Что же касается ее таланта, то он просто не нуждается в комментариях. В Нонне Викторовне есть та старая актерская советская киношкола, когда артист или актриса выходит на съемочную площадку независимо ни от чего – чтобы не срывать процесс. За время работы у нас не было ни дня простоя по вине исполнителей. И вообще простоев не было. Мне приятно, что нам удалось довести наш проект до конца благодаря компании "НТВ-Профит" и ее генеральному продюсеру Игорю Толстунову. Первые дни проката фильма в Москве и то, как его встретили в "Авроре" в Петербурге, внушают нам сознание того, что мы не зря сняли "Маму". Мы хотели сделать фильм о сегодняшней России, о проблемах тех, кто в ней живет, – и мы его сделали.