"МАМА" В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЛЕЧЕБНИЦЕ

webspace.webring.com
23.05.1998

... Мы попросили автора сценария Арифа Алиева рассказать о впечатлениях от работы над картиной.

"Полтора года назад Денис Евстигнеев задал мне непростую задачу. Он объяснил, что ему нужен объемный, масштабный сценарий, в котором, впрочем, должно найтись место и камерной истории – рассказу о судьбе конкретного человека. Ему хотелось показать в развитии и историю страны, и историю семьи. К тому же в сценарии в полной мере должен быть представлен характер русского человека – во всей своей противоречивости. Последнее немаловажно, поскольку главную роль (это было задумано с самого начала) должна была исполнить Нонна Викторовна Мордюкова – актриса классически русская, в которой способность к комическому гротеску сочетается с подлинной трагедийностью.

У сценария "Мама" редкая композиция, в ее основе – шесть равноценных персонажей. Очень трудно написать так, чтобы каждый герой не потерялся, словно муравей, в гуще других лиц и параллельных сюжетных линий. Требовалась предельная краткость и точность мысли, а не пространные описания эмоций и поступков. Сценарий получился живой: он подразумевает импровизацию как со стороны режиссера, так и со стороны актеров. Тем более таких артистов, которые занятны в съемках нашей ленты. Когда я брался за работу, то еще не знал, кто будет исполнять роли сыновей. Просто старался написать так, чтобы любой из уважающих себя профессиональных актеров с удовольствием сыграл бы предложенную роль. Здесь важны тонкие психологические нюансы. Когда я был на съемках, то был просто поражен, насколько точно выбранные Денисом Евстигнеевым актеры играют своих персонажей. И, конечно, не просто играют: каждый из них по своему дополняет, углубляет "сценарный" характер.

Мне было интересно написать о людях, вынужденных идти на поступки, которые в обычной жизни не совершают. Жизнь загнала наших героев в угол – и им приходится огрызаться. Мы ведь живем в России. У нас непростая история и нелегкая жизнь.

Сценарий был написан прежде всего для Дениса Евстигнеева. Человек, который берется за такое кино, должен быть очень сильным. Таких режиссеров, как он, у нас единицы." ...

С 4 по 16 мая проходили съемки в Москве – работали над сценами в закрытой психиатрической лечебнице, где содержится старший брат Ленчик (О. Меньшиков). Мосфильмовская массовка играла "население" больницы. С 18 мая будет сниматься эпизод встречи братьев в московском кафе.

Оператор-постановщик Павел Лебешев пока что не работает над картиной; сейчас фильм снимает оператор Сергей Козлов. Окончание съемочного периода – 18-20 июля.

Денис Евстигнеев четко организует работу: все планирует заранее, идет по сценарию, тщательно проверяет каждую деталь. Одно небольшое движение может снимать с трех точек. Маленький эпизодик режиссер монтажно превращает в целую историю. Когда шла работа над сценой драки в психбольнице, с каждым из "братьев"-участников потасовки работал специальный каскадер, было придумано множество маленьких трюков. Эффектную многоуровневую декорацию больницы возвели на заброшенной швейной фабрике в центре Москвы. Огромный цех, разделенный решетками, заполнен кроватями, на которых специально подобранные по типажам члены массовки изображают душевнобольных. Звук записывается "в живую" (звукорежиссер Екатерина Попова-Эванс).

Художник-постановщик Владимир Аронин рассказал о художественном решении этих важнейших сцен.

"Нам надо было не столько построить декорацию, сколько создать среду, которая бы вызывала соответствующее настроение. Это должна быть не просто больница, а место, в котором даже здоровый человек ощущает себя больным. В помещении этой швейной фабрики я делал декорации к трем картинам: "Крестоносец-2", "Сибирский цирюльник", и вот теперь "Мама".

Сначала мы долго искали реальный интерьер, но ни одна больница нам не подошла: везде чего-то не хватало. Как ни странно, настоящие больничные палаты смотрелись как декорации. А здесь мы установили решетки, соорудили карцер... Кроме того, здесь такие приглушенные цвета, которые идеально соответствуют общему цветовому настроению картины."