"ДЕЛАТЬ КИНО ДЛЯ ПЯТИ ЧЕЛОВЕК – СЕГОДНЯ УЖЕ НЕПРИЛИЧНО"

semya-druzya.ru
Лариса Юсипова

На следующей неделе состоится премьера фильма Дениса Евстигнеева по сценарию Арифа Алиева "Мама" – одной из тех немногочисленных российских картин, о которой фактически все (кроме главного – каким в конечном итоге окажется фильм) известно задолго до окончания съемок.

Известно, о чем кино: мама с сыновьями пытаются угнать самолет – толчком для сюжета стала история "Семи Симеонов"; сколько оно стоило – три с половиной миллиона американских долларов; кто играет: мама – Нонна Мордюкова, дети – совсем молодые Алексей Кравченко, Михаил Крылов, и звезды – Меньшиков, Машков, Миронов.

Евстигнеев вообще любит снимать звезд, и они довольно редко ему отказывают. Возможно, потому, что к моменту своего режиссерского дебюта ("Лимита", 1994) он был уже известным человеком – не просто сыном Галины Волчек и Евгения Евстигнеева, но и кинооператором, несмотря на молодость попавшим в обойму лучших.
...

— Самый молодой из звезд "Русского проекта" – Владимир Машков. Значит ли это, что, с Вашей точки зрения, "актеры, которых изначально все знают и любят", кончаются этим поколением?

— Да, с этим у нас большие проблемы. А ведь кинематограф движется только актерами, звездами. И главная цепочка – появление звезды, раскрутка ее, зритель идет на фильм, где снялась звезда, фильм имеет коммерческий успех, окупается, и на эти деньги снимается другой – вот эта цепочка у нас разорвана. И от этого у нас в кино многие экономические проблемы. Володя Машков, Женя Миронов буквально вскочили в последний вагон, успели. Звезды советские сегодня уже мало ангажированы. Новые не возникают просто потому, что кино дня не производится в таком масштабе. Хотя актеры хорошие у нас есть – вопрос, как Вы понимаете, в другом. ...

— Сергей Шолохов все пытается Вам рассказать, что Вы сняли фильм про Родину-мать. Вы с этим согласны?

— Да он фильма еще не видел! Шолохов вообще формулятор. Это же он на "Кинотавре" на пляже сказал: "Слушай, давай сделаем Машкова секс-символом". И с тех пор пошло... Да, вот он видит в героине Мордюковой Родину-мать.

— Я не знаю предысторию фильма, но после того, как прочла сценарий, возникло ощущение, что вся "Мама" родилась из ролика "Русского проекта" с Мордюковой.

— Да, импульс снять Нонну Викторовну, конечно, возник тогда. И вокруг этого начал выстраиваться фильм. Ясно, что она – мама. Дети тоже вроде есть – Машков и Миронов. На них изначально писался сценарий. Олег Меньшиков появился в самом конце, потому что сначала роли, соразмерной ему по масштабу, не было. И когда в результате наших переделок и доработок такая роль появилась и мы смогли ему ее предложить, а он смог согласиться, – это было для меня чрезвычайно счастливым обстоятельством.

— Он – единственный в Вашем фильме, кто играет героя на протяжении всей его жизни: от отрочества до почти старости. В современной части картины ему за пятьдесят, он инвалид, некрасивый, почти немой. Почему Вы вдруг решили именно Меньшикова использовать в таком качестве?

— Ну, вообще-то на экране мы увидим результат компромисса. Я вначале хотел поступить жестко, по-американски: надеть на него парик, сделать лысину – одним словом, изменить до неузнаваемости. Ему эта идея совершенно не нравилась. Но потом я и сам от нее отказался. Какой смысл брать Меньшикова и делать его неузнаваемыми? Главное, что он замечательно сыграл – глазами. Все остальное не столь существенно. Я уверен, что зрители будут смотреть на его глаза, а не на антураж.

— Ваш фильм, второй в русском кино после "Сибирского цирюльника", снят в системе "панавижн" – то-есть, широкого американского экрана. Никита Михалков говорил, что ни за что не согласится показывать свою картину в несоответствующих технических условиях.

— Я тоже заявил прокатчикам, что не буду резать экран. Столько сил угрохано на звук и на изображение, нельзя же все загубить!

— Но разве продюсеры не требуют от Вас максимально широкого проката и возврата денег?

— Я сам копродюсер этого фильма и могу повторять себе хоть сто раз, что деньги надо "отбить", но я понимаю: "отбить" их невозможно. Сегодня вообще рынок умер, и говорить об этом нечего. Но и в докризисных условиях получить в прокате десять миллионов долларов – именно эта сумма необходима, чтобы картина, на которую затрачено три с половиной миллиона, окупилась – совершенно нереально. Сама русская история уже отрубает возможность окупаемости. Есть цена у американского боевика, у европейского арт-кино и у русской истории. Цена конкретная. Ее знают все продюсеры и все прокатчики. ...