ГЛЕБ ПАНФИЛОВ: Я ВСЕГДА ЗАБЫВАЮ, СКОЛЬКО МНЕ ЛЕТ

Газета "Новые Известия"
19.04.2004
Мария Дубова, Елена Слатина

...

— Сейчас Вы заканчиваете работу над новой картиной, по роману Солженицына "В круге первом", и, насколько я знаю, это давний Ваш проект, о котором Вы давно уже думали. Почему же он стал возможен только теперь?

— Этой работой я занимаюсь уже два года – от первого разговора на эту тему до подписания договора с телевидением. ...

— Пик популярности произведений Солженицына пришелся на перестройку, а Вы беретесь за его экранизацию только сейчас, когда он уже не так актуален. Когда выходил Ваш фильм "Романовы", многие тоже писали, что тема несовременна, ибо волна интереса к истории царской семьи спала. Вы как чувствуете: опаздываете со своими картинами к зрителю или, напротив, опережаете время?


— Я ведь не в газете работаю – занимаюсь не публицистикой, а художественным кино, и там понятие актуальности не так важно, как в прессе, на телевидении. Существует глубинный интерес и к событиям, и к произведению, и к его героям. Я к таковым отношу Солженицына с его прозой, которая, возможно, в чем-то и устарела. Устарели события, но суть внутренней проблематики совершенно актуальна. Человек остается верен самому себе, несмотря на чудовищные, жесткие, даже жестокие обстоятельства, в которых он живет. Об этом я хочу снять свой фильм – о победе человеческого духа над произволом, над тем, что ему мешает нормально жить, ощущать себя свободным и достойным несмотря ни на что. Возьмите сегодняшних врачей, учителей. Какое количество людей чувствуют себя несвободно, дискомфортно, их унижают обстоятельства жизни, само их существование. Это ведь то, о чем писал Солженицын. И он сумел о своем времени написать так, как о нашем сегодня, нашем завтра и послезавтра. Так будет и через сто лет, и через двести, и через триста. Дай Бог, чтобы хватило сил и умения сделать картину, которая бы волновала. Прежде всего молодых людей, которые не знают того времени. Хотелось бы их приобщить к этим проблемам.

— Кинематографисты часто размышляют о том, что зрителю надо, а что нет. Вы наверняка над этим тоже задумывались. Что, на ваш взгляд, требуется современному зрителю?

— Знаете, современная молодежь очень большое внимание уделяет форме: костюм, грим, экипировка, спецэффекты. Но дальше-то все равно привлекает содержание: кто и что в этой форме. Или в ней интересный человек, его судьба, или это просто неживая модель. Так что приходится думать и о форме, но и о содержании не забывать. Меня лично кино побуждает заниматься содержанием, а уже дальше я размышляю над формой, которая, на мой взгляд, должна быть интересной, органичной для этого содержания и будет способствовать его восприятию. Вот об этом я сейчас и думаю.

— А ведь Солженицына так ни разу никто и не экранизировал, несмотря на его колоссальную популярность и то, что у него есть очень кинематографичные произведения...

— Во-первых, его экранизировали на Западе. Существуют киноверсии и "В круге первом", и "Иван Денисович". Что же касается нас, то к этому автору не обращались по понятным причинам. Сначала была другая идеология, а потом, видимо, просто боялись браться за воплощение такого мощного писателя, как Солженицын. Ведь его имя ко многому обязывает, нельзя делать фильм по нему халтурно, абы как. А когда в нашей стране стало многое дозволено, когда можно было ставить все что угодно, взгляд кинематографистов падал на какие-то незначительные произведения, и они забывали о том, что принадлежит нам давно и уважаемо в мире. Так вот и получилось, что я на этой ниве – первый. Александр Исаевич написал сценарий для сериала. Я же написал сценарий для кинофильма. Это не полная экранизация, это называется "по мотивам", потому что формат кинофильма не позволяет сделать полную экранизацию и втиснуть ее в 2 часа экранного времени. Дело в том, что там очень емкий и объемный материал, при всей суженности места действия. Но я бы сейчас не хотел распространяться, просто потому что боюсь все свести к словам. О чем-то хочется умолчать. Вообще рассказывать о своем фильме – дело бессмысленное и неблагодарное. Его хочется сделать, потом показать, а потом уже о нем поговорить. ...