ВЫБОР СОВЕСТИ. РОМАН АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА НА ПУТИ К ЭКРАНУ

"Российская газета"
16.09.2005
Александр Липков

Кинорежиссер Глеб Панфилов завершил съемки фильма "В круге первом" по роману А.И. Солженицына. На протяжении всего съемочного периода журналисты не получали никакой информации о съемках. Корреспонденту "Российской газеты" удалось задать несколько вопросов продюсеру фильма Максиму Панфилову.

— В наших СМИ проскальзывала, мягко говоря, скупая информация об экранизации романа Солженицына "В круге первом" кинорежиссером Глебом Панфиловым.

— Да, это так.

— Кто осуществляет этот проект?

— Наша кинокомпания "Вера". В сентябре 2002 года мы приобрели у Александра Исаевича Солженицына права на экранизацию его романа "В круге первом" для кино и телевидения. В марте 2004 уступили часть прав на сериал телеканалу "Россия". Поэтому телевизионную часть проекта мы делаем по заказу РТР.

— Значит, это будет телевизионный сериал?

— Нет. Проект включает в себя телесериал и кинофильм. Это будет первое обращение в российском кино к произведению нашего великого современника.

— Кто автор сценария?

— Телевизионного – сам Александр Исаевич, киноверсии – Глеб Панфилов. В рамки киноформата невозможно включить все линии романа. Поэтому кинофильм будет по мотивам.

— Кинофильм финансирует Федеральное агентство по культуре и кинематографии?

— Кинофильм мы делаем собственными силами. В свое время, в 2002 году, министерство культуры поддержало нас на самом начальном этапе – в предподготовительном периоде. А на производство кинофильма у агентства по кинематографии уже средств не нашлось. Надеемся, что агентство поддержит нас на завершающем этапе работы.

— На каком этапе Вы сегодня находитесь?

— Съемки начались в декабре 2004-го. Теперь тяжелейший съемочный период завершился. На это ушло шесть месяцев. Сейчас не менее ответственный – монтажный этап работы.

— Расскажите, кто снимался в фильме?

— Заключенного Глеба Нержина играет Евгений Миронов. Из "круга первого" он сознательно отправляется в дальние, страшные круги гулаговского ада. Эта роль для фильма важнейшая – ведь это, по сути, прототип самого писателя. В роли Иннокентия Володина снялся Дмитрий Певцов. Пятнадцать лет назад свою первую роль он сыграл в "Матери" Глеба Панфилова, это был первоклассный дебют, Дима получил за эту роль Феликса, европейского Оскара. Его нынешний герой – молодой успешный дипломат, свободная гармоничная личность, опередившая свое время. В других ролях наши замечательные артисты – Игорь Скляр, Андрей Смирнов, Евгений Стычкин, Михаил Кононов, Галина Тюнина, Ксения Качалина. В небольшой, но очень важной роли жены Герасимовича снялась неповторимая Инна Чурикова. Жену Володина сыграла Ольга Дроздова, дядю – Альберт Филозов, свояка Володина, писателя Галахова – Евгений Гришковец, шефа МГБ Абакумова – Роман Мадянов, Сталина – Игорь Кваша. Мы надеемся, что фильм станет открытием новых молодых имен – Сергея Карякина, Алексея Колубкова, Яны Есипович, Нелли Уваровой. Всего в фильме девяносто персонажей.

— Где проходили съемки?

— Были две экспедиции – в дальнее Подмосковье, где мы снимали экстерьеры "шарашки", и на Валдай. Все сцены со Сталиным снимались на настоящей сталинской даче. Не все знают, что та ближняя дача, где Сталин умер, имела своего двойника – на Валдае. Более того: дача кунцевская уже после событий, описываемых в романе, была на этаж надстроена. Так что дача, где мы снимали, даже более точна по экстерьеру. В павильонах "Мосфильма" мы построили две декорации – "шарашку" и "Лубянскую тюрьму". Летнюю натуру снимали в Звенигороде, зимнюю – в Москве, всего не перечислишь.

— Почему же все-таки Глеб Панфилов взялся за "Круг первый"?

— Роман "В круге первом" – о проблеме выбора, о том, как в самых тяжелых обстоятельствах человек выбирает трудный, но достойный путь. И побеждает. Эта проблема актуальна для любого времени. Мне кажется, об этом все фильмы Глеба, – начиная от истории Тани Теткиной, талантливой художницы из "В огне брода нет" до истории последнего русского императора в "Романовых". Это его тема.

— Когда зрители смогут увидеть новую картину?

— Завершить телевизионную часть проекта мы надеемся в конце нынешнего года, кинематографическую – весной 2006-го.

— За все время Вашей работы не было почти никакой информации о проекте. Почему?

— Не хотим, чтобы стук опережал звук. У нас был очень напряженный график, работали сутками. Требовались абсолютная сосредоточенность, полная профессиональная и душевная отдача. Осуществить работу, достойную автора книги, – нелегкая задача. В значительной степени благодаря Александру Исаевичу мы живем сегодня в другой стране, ведь так? А по завершении работы можно рассказать о том, как она делалась. Собираемся показать зрителям "фильм о фильме", который мы снимаем параллельно, и предварить им премьерный показ.