ГЛЕБ ПАНФИЛОВ: РОМАН СОЛЖЕНИЦЫНА – ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Телепрограмма "Зеркало"
31.01.2006
Николай Сванидзе

НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ: Глеб Анатольевич, когда Вы задумали снимать фильм по этому роману Солженицына и почему?

ГЛЕБ ПАНФИЛОВ: Первая мысль об этом у меня возникла лет 30 тому назад, когда я впервые прочел роман.

СВАНИДЗЕ: В самиздатовском варианте?

ПАНФИЛОВ: Нет, уже в типографском, но издан он, конечно, был не у нас. Роман произвел на меня колоссальное впечатление. Конечно то, что было написано в романе, это была запрещенная тема. Это было нечто, о чем хотелось говорить, но не было возможности.

СВАНИДЗЕ: Тогда такие вещи давали на одну ночь. Вы, наверное, тоже читали его ночью?

ПАНФИЛОВ: Не только давали на ночь, но и срок за это давали.

СВАНИДЗЕ: Да, это само собой.

ПАНФИЛОВ: Я полагал, что экранизация станет возможной лет через 300. Но это случилось раньше – через 30.

СВАНИДЗЕ: Что для Вас главное в этом фильме? Есть ли для Вас какие-то главные моменты, ключевые сцены?

ПАНФИЛОВ: Для меня главное – судьба Глеба Нержина. Не потому, что он мой тезка, а потому, что это прототип Александра Исаевича Солженицына. Его играет Евгений Миронов. В романе описывается судьба этого человека, а точнее – краткий период его жизни. Романом охвачены всего трое суток. Но в течение этих трех суток с Нержиным происходят события, которые определили всю его дальнейшую жизнь. И для меня главное – тот поворот, который стал следствием его выбора.

СВАНИДЗЕ: Какой поворот и какой выбор имеется в виду?

ПАНФИЛОВ: Роман начинается фактически сразу с того, что Глебу Нержину предлагают перейти в другую лабораторию. Он отказывается. После чего начальник института записывает в своем блокноте: "Нержина списать", то-есть отправить в ГУЛАГ. И Нержин это понимает, но он не мог поступить иначе. Почему он не мог, что его вело, какая таинственная сила им двигала? Ведь этот поступок был не только неблагоразумным, но и смертельно опасным.

ИННА ЧУРИКОВА: Но ему предлагали волю, ему предлагали хорошую жизнь.

ПАНФИЛОВ: Дело в том, что вообще в "шарашке" была очень неплохая жизнь. И она была намного лучше.

СВАНИДЗЕ: По сравнению с обычными лагерными условиями.

ПАНФИЛОВ: Не только. Лучше по сравнению и со многими, живущими на воле. В этом-то и секрет. Жены заключенных в "шарашке" жили гораздо тяжелее и труднее.

СВАНИДЗЕ: Жены, остававшиеся на воле?

ПАНФИЛОВ: Совершенно верно. Жизнь многих вольных была сложнее, тяжелее во всех отношениях. Это, кстати, тоже одна из тем романа, и мы ее касались. Но не о том я пытаюсь сказать. Дело в том, что Нержин совершает этот неблагоразумный поступок и едет в ГУЛАГ, на лесоповал, возможно, на полюс холода, возможно, в шахты, на смерть. И этой кульминационной нотой заканчивается роман. Но нам известно, что жизнь Нержина-математика на этом не заканчивается. Нержин-математик еще хочет стать писателем, а точнее – он уже пишет свои первые опусы, касающиеся русской революции. И это первый шаг к будущему Солженицыну. Поэтому для меня эта история – изначально глубоко оптимистическая и придающая силы, если хотите. Если в очень трудный момент тебя ведет нечто очень важное, то к этому надо относиться серьезно. Нержин к этому отнесся серьезно. В тот момент, когда он сделал выбор, он этого, конечно, еще не понимал в полной мере. Он потом осознал это. И я думаю, у него были большие сомнения, правильно ли он поступил, не свалял ли он дурака, не совершил ли он смертельную глупость.

СВАНИДЗЕ: Инна Михайловна, Вы жена и болельщик Глеба Анатольевича. Но Вы еще и сыграли в этом фильме роль. Вы сыграли жену Герасимовича. Роль короткая. Что для Вас главное в этой роли? Почему Вы решили пойти на эту роль?

ЧУРИКОВА: Когда я прочла сценарий, я была очень глубоко взволнована. И я жалела, что я не мужчина, потому что тут замечательные мужские характеры. Глеб предложил мне роль жены Серафимовича – его играет Игорь Скляр. Их встреча короткая, но огромная как жизнь. У нее трагическая судьба. Но это судьба почти всех женщин. Очень немного было тех, кого как-то обошла эта ситуация, у кого не было сосланных, арестованных мужей, друзей, сыновей. Я не испытала такой ситуации в своей жизни, но я обязана была сыграть это. Это мой долг. Мы ответственны, потому что мы не испытали этого. Нам не довелось, но они испытали. И это не только ответственно, но еще и интересно. С этим режиссером интересно работать, а с этим материалом, я думаю, особенно.

СВАНИДЗЕ: Я верю Вам. Фильма я еще не видел и буду смотреть его в первый раз так же, как все наши телезрители. Он может трактоваться как роман о нашей истории, как роман о силе человеческого духа, как роман трагический. Глеб Анатольевич сказал, что его прежде всего вдохновляет внутренний оптимизм этой вещи, несмотря на всю трагедию обстоятельств. А что этот фильм для Вас?

ЧУРИКОВА: Вы знаете, в этом фильме есть вещи, которые меня восхищают. Настоящие, замечательные отношения, мужская дружба. Настоящие характеры. В этой "шарашке", где за тобой следят стражники, люди сохраняют свое достоинство, чистоту помыслов. И может быть, именно эти трудные, чудовищные условия выкристаллизовывают эти отношения, эти характеры.

СВАНИДЗЕ: Другой замечательный, покойный ныне писатель-лагерник Варлам Шаламов говорил, что в лагерном опыте нет ничего положительного. Все, что там есть, – это плохое. Все надо забыть. Не согласны?

ПАНФИЛОВ: Дело в том, что мы показываем не лагерь, а "шарашку". Это высший, первый круг ада, самый легкий. Это почти рай – вот в чем дело. Поэтому он поучителен. А вот то, куда отправляется Нержин и его товарищи в финале картины, – это как раз тот ГУЛАГ, который так блестяще и глубоко описан Шаламовым.

СВАНИДЗЕ: Вы встречались с Солженицыным?

ПАНФИЛОВ: Конечно.

СВАНИДЗЕ: Он дал Вам что-то вроде благословения, дал Вам свое добро на этот фильм. Как это выглядело?

ПАНФИЛОВ: Все началось с киносценария, с которым Александр Исаевич знакомился. Дело в том, что проект состоит из многосерийного фильма для телевидения и из фильма для кинозалов. У меня хранится его письмо, где он желает нам успеха, терпения, удачи. Это самое лучшее пожелание, связанное с предстоящей работой. Я его сохраню и передам детям. Это было два года назад. Тогда мы приступали к подготовке. Потом возникла идея сделать многосерийный фильм. И тут совершилось чрезвычайно важное обстоятельство: Александра Исаевича удалось уговорить написать киносценарий для многосерийного фильма.

СВАНИДЗЕ: И еще Вам удалось уговорить его читать закадровый текст?

ПАНФИЛОВ: Да. Это тоже, слава Богу, удалось, и это придает фильму совершенно другое звучание. Это настоящая авторская интонация.

СВАНИДЗЕ: Сложно было уговорить?

ПАНФИЛОВ: Не сразу, постепенно. Но удалось.

СВАНИДЗЕ: Инна Михайловна, Вы не принимали участия в уговорах?

ЧУРИКОВА: Нет.

СВАНИДЗЕ: Вы уже показывали эту работу Солженицыну?

ПАНФИЛОВ: Конечно. С этого все началось. Сначала – автору, потом – на телевидение.

СВАНИДЗЕ: И как автор?

ПАНФИЛОВ: Отнесся хорошо.

ЧУРИКОВА: Я не присутствовала, но Глеб мне рассказал, что Александр Исаевич был взволнован, и Наталья Дмитриевна тоже.

СВАНИДЗЕ: Спасибо вам большое. Успеха вам, успеха фильму "В круге первом".