ИРИНА ПЕГОВА. НЕ ТАКАЯ, КАК ВСЕ

Журнал "Ролан" №8-51
08.2005
Лилит Гулакян

...

— Какая из Ваших двух ролей в фильмах Алексея Учителя для Вас более значима?

— Их невозможно сравнивать, так как съемки происходили в разные периоды моей жизни. Когда снималась "Прогулка", я была одна, а когда шла работа над фильмом "Космос как предчувствие" – совсем другая. За это время изменилось мое мировоззрение, я приобрела иные ценности. "Прогулка" была для меня первым фильмом, на котором я очень многому научилась. "Космос..." же принес мне нечто совершенно иное. Для меня эти фильмы – открытие нового, прежде всего в себе.

— Вы можете оценить свои работы как зритель?

— Как правило, любой своей работой – в театре ли, в кино ли – я всегда недовольна. Видимо, мои внутренние требования слишком завышены. Но если спросить меня: "В какой из киноролей тебе хотелось бы больше исправить?", то я ответила бы: "В "Прогулке"". В том-то весь ужас и прелесть кино, что на экране уже ничего не изменить! Это в театре ты можешь ошибаться, допускать промахи, зная, что через минуту или на следующем спектакле ты сможешь взять себя в руки и сыграть на голову лучше. Нельзя забывать о том, что оба моих фильма – авторские работы Учителя. Можно сказать, это его кино. Во время чтения сценария Дуни Смирновой или Александра Миндадзе у каждого, в том числе и у меня, возникали свои картинки, свое видение роли, и необязательно они совпадали с режиссерскими. Во время просмотра готового фильма я всегда переживаю море разнообразных эмоций. Начиная с самокритики: "Ну, как я ужасно говорю!", "Что я тут играю?" – и заканчивая просто кинокритикой: "Как Учитель здесь здорово смонтировал!" или "Но был же лучше дубль!" Здесь дело в ударениях. У Миндадзе так ярко, подробно описана история этой "четверки" – двух мужчин и двух сестер, которые влияют на судьбы друг друга, поворачивают их на 180 градусов. У Учителя же она получилась исключительно мужской, он нарисовал нашу женскую линию (мою, Римкину и мамы Конька) полутонами. Ударение поставлено не на то, что происходит во внешней паутине событий, а на то, что находится за гранью человеческого понимания: каждый человек что-то предчувствует, в чем даже сам себе боится признаться. Посмотрев "Космос...", я увидела не картину, живущую у меня в голове, а картину настоящего талантливого художника.

— В принципе, ситуация, когда женские образы скорее просто оттеняют мужские, служат лишь обрамлением для них, существует не только в кино с его искусством монтажа, но и в театре...

— Это понятно. Понятно, что актерство – изначально мужская профессия, если вспомнить далекие времена, когда женщин просто не допускали до сцены, а все роли исполнялись мужчинами. И вся мировая драматургия в основном написана для них. Но все-таки нельзя забывать, что есть Толстой, Островский, Лесков с их женскими образами.

— А как Учитель работает с актерами?

— Он всегда идет от материала. ...

— А как было на съемках "Космоса..."?

— Эту картину мы снимали не месяц, как "Прогулку", а в течение года. Снова Учитель отталкивался от сценария, от стиля и масштаба замысла. За год до начала съемок я знала, что утверждена на эту роль, и в течение этого периода о ней думала, у меня было два года на подготовку к ней. Это еще одно отличие от моего первого фильма, на который я была утверждена за несколько дней до начала съемок. Не успев опомниться, я оказалась перед камерой. А все, что связано с "Космосом...", происходило размеренно, без спешки, без экономии средств и времени. Мы репетировали, читали, подробно обсуждали сценарий, смотрели фотоальбомы со старыми снимками, кинохронику, слушали музыку, которая тогда звучала, – то-есть, очень глубоко погружались в тот исторический период. И город Волхов, в котором мы снимали... Он настолько сохранил "совковый" дух, не только в архитектуре, но и в людях, которые играли в массовке, что волей-неволей мы переносились в то время. То, как воссоздавалась атмосфера тех лет (предметы обихода, костюмы, прически и музыкальный материал), позволило нам проникнуться нужным настроением.

— Драматические моменты фильмов – сцена драки между главными героями в "Прогулке" или падение с велосипеда Лары и Конька в "Космосе...", которое напомнило мне картины Шагала, – это удачный монтаж или умелая работа каскадеров?

— Ни то, ни другое, это были мы сами. ... В "Космосе...", в сцене, когда велосипед на большой скорости ударяется о камень, мы с Евгением Мироновым падали "живьем". Нам, конечно, постелили что-то вроде матраса или мата, но все равно это было довольно чувствительно. Дело в том, что у меня папа легкоатлет, в школьные годы я много занималась спортом и сейчас увлекаюсь фитнесом, так что в подобных сценах мне было интересно все выполнять самой. Кстати, спортивные гены иногда создают помехи в работе. Если помните, в "Космосе..." в одной из сцен Лара участвует в эстафете. По сценарию она приходит второй, но, сколько бы мы ни делали дублей, я об этом словно забывала, мои ноги сами начинали бежать быстрее, и я приходила к финишу первой. Алексей Ефимович даже рассердился на меня, а я ему говорю: "Не могу я бежать медленно, у меня папа спортсмен, если он увидит, что я пришла второй, он этого не вынесет!" ...