ПРЕДЧУВСТВИЕ КАК ОСНОВА...

zvkino.ru
2005
Мария Кирилова

Основными участниками проекта во главе с продюсером и режиссером Алексеем Учителем стали: автор сценария Александр Миндадзе – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат государственных премий СССР и РСФСР; оператор-постановщик Юрий Клименко – лауреат государственной премии России; художник-постановщик Вера Зелинская – лауреат государственной премии России; актеры Евгений Цыганов (Герман) и Елена Лядова (Римма). Евгений Миронов (Конек) к тому времени еще не вернулся из Мюнхена с гастролей. Не было, к сожалению, и актрисы Ирины Пеговой (Лара). ...

Пресс-конференцию по картине Алексея Учителя "Космос как предчувствие", представляющей Россию в основном конкурсе XXVII ММКФ, открыл вопрос г-на Плахова, адресованный Вере Зелинской и Юрию Клименко по поводу изобразительности кода и интерпретации сюжета. На что Юрий Клименко ответил: "Эпоха теперь так далеко, что это – скорее кинематографическая форма... поиск формы, состоящей из реалий эпохи, ее фантазий."

Алексей Учитель активно подключился к обсуждению этой темы, вспомнил про Волхов, где проходили съемки, про Сясьстрой – улицы, состоящие из двухэтажных деревянных бараков, "город не противоречивый, приятный... это не в сравнении с декорацией, построенной на Мосфильме, – именно сам город отражает эпоху". В картине есть такие моменты, которые не подчеркивают правдивость тех лет, ведь тогда отношения между мужчиной и женщиной были несколько иными. Прикосновения, скольжение взгляда... Алексей Учитель обратил внимание присутствующих на то, что за сцену, в которой Миронов притянул (по сюжету) Ирину Пегову, получил замечание: в то время так агрессивно не обнимались. Хотелось бы тему эпохи уточнить меткими словами Веры Зелинской, которая отнеслась к вопросам журналистов с трепетностью человека, не понаслышке знакомого с веяниями той эпохи: "Мы искали восторг того времени, а не его остатки, хотели показать все самое хорошее и проверяли друг на друге свои ощущения", – сказала она.

Пресса довольно активно атаковала вопросами молодых актеров фильма "Космос как предчувствие" Елену Лядову и Евгения Цыганова. К сожалению, актеры либо плохо подготовились к пресс-конференции, либо душное помещение явилось причиной невразумительных и довольно коротких ответов, но журналисты явно не удовлетворились их краткими репликами. Активно отвечали на вопросы Алексей Учитель и Вера Зелинская: о жизни в Советском Союзе, которую молодые актеры Женя и Лена застали в дошкольном возрасте, ... а Лена Лядова заверила, что воспитана на произведениях советских писателей.

Евгений Цыганов признался, что ему нечего сказать по поводу актерского дуэта. Заминки во время пресс-конференции пришлось "устранять" либо Андрею Плахову, подкидывая любопытные вопросы создателям фильма, либо режиссеру, который подчеркнул несколько раз, что он колоссальное значение придавал атмосфере в группе, что на его взгляд, отношения были дружескими, не просто хорошими, а очень хорошими. ...

Хотя Евгений Миронов старше Евгения Цыганова, этой возрастной разницы не чувствуется совершенно, что и подтвердил Алексей Учитель в ответ на реплику из зала, – Миронов играет практически свой возраст.

— Почему картина называется именно "Космос как предчувствие", а не "Предчувствие космоса"?

А. УЧИТЕЛЬ: Мы с Алексеем Миндадзе пытались придумать и другое название, но потом вернулись к первоначальному варианту. Оно нам кажется наиболее точным и красивым. Хотя ключевое слово в фильме – предчувствие.

— В чем сложность работ над сценарием?

А. УЧИТЕЛЬ: Я в первый раз работаю с Александром Миндадзе. Та драматургия, с которой мне пришлось столкнуться и передать ее на экране, потребовала от меня больших усилий. В сценарии Миндадзе заложено не один и даже не два смысла. Когда улавливаю два смысла в сценарии, я очень радуюсь, это открывает для режиссера большие и самые неожиданные возможности, но здесь их было больше... В случае с Миндадзе предчувствие меня не обмануло. Вообще у многих создалось впечатление, что я человек, который уже снял миллион картин, а я снимаю всего лишь четвертую игровую картину, мне все интересно.

— Кинохроника в финале была прописана в сценарии или эта идея появилась в процессе работы?

А. МИНДАДЗЕ: Сценарий не претерпел особых изменений. Разве что некоторые эпизоды мы поменяли местами. Слова "хроника" в сценарии не было, но был элемент, когда Юрий Гагарин шел по ковровой дорожке с развязанным шнурком.
...

— В Ваших трех предыдущих фильмах играют актеры из Московского театра "Мастерская Петра Фоменко". Чем Вас привлекает его театральная школа?

А. УЧИТЕЛЬ: Я считаю, что это самая "киношная" школа актеров. Та естественность, с которой они ведут себя на сцене, отражается и на кинопленке. Сейчас у меня появился еще один театр, который я очень люблю, – это Московский театр юного зрителя. Елена Лядова как раз оттуда. Эта картина – ее дебют в кино.
...