ПРЕДЧУВСТВИЕ УЧИТЕЛЯ

"Российская газета" №3798
17.07.2005
Татьяна Хорошилова

...

— Над фильмом работал один из лучших наших операторов Юрий Клименко. Когда Вы увидите, поймете – насколько необычна драматургия изображения. Я придаю колоссальное значение звуку. Вторую картину со мной делает Кирилл Василенко. Он не звукооператор и звукорежиссер, а звукокомпозитор. В фильме совершенно потрясающее звучание. Мне показалось, что звучит музыкальная арфа. А он говорит: "Нет, это ночью я записал портовый кран..." ...

В конце картины является молодой летчик, по имени Юра, его играет Дмитрий Муляр, актер театра на Таганке. Юра – прототип Гагарина. ... Я очень пытался, когда мы подбирали актерский состав, найти буквального двойника Гагарина. Мы искали его по военным училищам, но такой типаж, увы, стал редким. Для меня это было неприятное открытие – таких открытых лиц как у Гагарина, осталось очень мало.

— А Том Круз?

— У Тома Круза – открытое лицо, улыбается, но внутри он закрыт. А у Гагарина некий типаж простого русского парня. Мы его искали и в провинции, в маленьких театрах, просто на улице, в клубах двойников... Все пересмотрели, но так и не нашли. Но у Димы Муляра замечательная улыбка! Американцы посмотрели фотографию, где он в гагаринской военной форме, и пригласили на роль Гагарина в какой-то зарубежный фильм.

— Космос – многослойное понятие. Как Вы расшифровываете его?

— В картине присутствует космос конкретно, поскольку наши герои реагируют на запуск первого спутника. Космос повлиял на их жизнь, реально – все неожиданно перевернулось.

— Вы отожествляете себя с главным героем?

— Режиссерская профессия заключается отчасти в том, что я должен себя отождествлять с этой картиной с помощью какого-то героя. Я должен быть в его шкуре, примеряя все на себя. Я думаю, что этот фильм и все, что с ним происходит, тоже сильно повлияет на меня творчески. Сильно перелопатит мою личную жизнь. Мне 50 лет. Кризис среднего возраста прошел, но мне важны ощущения.

— Режиссерская профессия должна обязательно заводить чем-то?

— Эмоции можно черпать из сюжета, из энергии своих близких по съемочной группе людей, актеров. Когда это взаимодействие происходит, получается удача. Это очень редко бывает. Мне кажется, в этой картине это соединение произошло. ...

— Какой Вам нужен перерыв между съемками фильмов?

— Я снимал картины без перерыва. Закончил "Прогулку", через два месяца начал съемки "Космоса".

— Чьи актерские работы Вы бы отметили?

— Я думаю, без ложной скромности, это лучшая роль Жени Миронова. Она необычная была изначально, то, что заложено в сценарии. Он начинал сниматься сразу после "Идиота". У актера невольно создаются некие штампы, которые он может перенести на другую картину, но Женя сыграл замечательно. То, что он делает на экране, абсолютно не похоже на то, что он делал раньше. ...