АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ: Я НЕ СНИМАЮ ЭЛИТНОГО КИНО

polit.ru
23.06.2005
Юлия Идлис

...

— У меня сложилось впечатление, что Вы снимали этот фильм с чувством острой ненависти к Советскому Союзу: в Вашей картине это страна, из которой все хотят вырваться – хоть на Луну, хоть послом в Бразилию...

— Я думаю, что в любой стране есть определенные недостатки. Каждый человек, если он на что-то способен, рвется быть самим собой, быть свободным. А это практически нигде не получается, и не только в нашей стране. Если Вы думаете, что мы с Вами сейчас чрезвычайно свободны, то это заблуждение. Поэтому да, несмотря на то, что это такая образная характеристика, могу сказать, что там есть это отторжение. Как минимум.

— А как Вы оцениваете коммерческий успех этого фильма? Как Вы думаете, картина будет успешной в прокате? ...

— Нет, ну, конечно, такого же, как с "Турецким гамбитом", здесь не будет, все-таки это разные категории фильмов – да и не нужно, наверное. Но я делаю кино для широкого зрителя и всегда это подчеркиваю. Я не делаю элитного кино, как многие пытаются это преподнести. ...

— У Вас в фильме один из героев – Герман – плывет ночью к норвежскому кораблю, чтобы попросить политического убежища, и в результате тонет. Эта история имеет какие-то параллели с похожей историей в фильме "Восток-Запад"?


— Ну, только те параллели, что и там и там плывут.

— То-есть, Вы не держали этот фильм в голове, когда снимали "Космос как предчувствие"?

— Это Вам лучше спросить у Миндадзе. Вообще этот человек имеет реального прототипа. В те годы была громкая история: какой-то рабочий – забыл его фамилию – пытался таким образом сбежать за границу, его поймали, был громкий процесс, его посадили... Но это только прообраз. Интересно, что это был именно простой человек – не писатель, не актер. И именно такой человек рвался – не какие-то там блага получить, а обрести внутреннюю свободу. Это самое главное. ...