КОСМИЧЕСКИЕ СТРАСТИ

Газета "Московский комсомолец"
2005
Елена Ардабацкая

... Режиссер Учитель, любимый народом за "Дневник его жены", дал интервью нашему корреспонденту в день своей премьеры на ММКФ

— Алексей Ефимович, что-то из Ваших личных воспоминаний или ощущений от того времени в фильме есть?


— Ну, поскольку я был слишком маленький, у меня нет никаких ощущений. (В 1957-м Учителю было 6 лет – Е.А.) Помню наш двор – я тогда жил в Ленинграде на Староневском, – мы бегали, прыгали, играли, не более того. А вот 1961 год я запомнил очень хорошо. То событие (полет Гагарина в космос – Е.А.) перевернуло мозги многих наших людей. Я помню, это был праздник ни с чем не сопоставимый. Может быть, только по масштабу сравнимый с Днем Победы... Вот все ищут национальную идею, а я думаю, она появится только тогда, когда возникнет человек – не из политики, а связанный с чем-то героическим или, может, наоборот, с любовными похождениями, но – выдающийся.

— С любовными?

— Может быть. Откуда мы знаем? (Хитро улыбается.) Я уверен, первый полет и само появление личности Юрия Гагарина стали предвестниками перестройки. Может, я чушь говорю, но то был полет в свободу, и событие это настолько выходило за рамки того, что творилось в стране, что оно должно было предопределить серьезные изменения в жизни страны.

— Именно это влюбило Вас в сценарий Миндадзе?

— Не только. Любой сценарий я рассматриваю с точки зрения чувств и эмоций: если они меня задевают и там заложена целая палитра, которую я могу с актерами воплотить, мне интересно.

— И что здесь для Вас важнее: космос или любовь?

— И то, и другое. Я все время снимаю картины о людях, как я их называю: слегка сумасшедших. В хорошем смысле слова. Плюс чувства, эмоции и, конечно, любовь – без нее нельзя, без этого невозможно любое произведение. В сценариях Миндадзе все это сочетается. Более того, в каждом действии героев заложено три смысла, три подтекста.

— Ваш герой так быстро разлюбил одну и полюбил другую – получается, ему все равно кого любить?

— Ну, наш герой – человек непредсказуемый. Для меня вообще был вопрос – как эту вторую сцену делать... (Герой везет на велосипеде сестру своей подружки, они падают и оказываются в объятиях. Снято так, что сначала даже непонятно, с кем он из сестер. – Е.А.) Да, сестры похожи – и внешне, и манерами, и одеждой. Может, Конек до конца не понимал, что он уже с другой. Он же находился в состоянии какого-то гипноза оттого, что ему изменила любимая девушка и все рушится. А тут он ощутил новизну во всем и понял, что эти новые отношения определят и новый виток в его жизни. И может быть, так расположились звезды, что эта женщина оказалась ему нужнее... Хотя Римма сделала его более приземленным, более приближенным к стандартам того времени.

— Актеры у Вас, как Вы рассказывали, испытывали муки на съемках – Евгений Цыганов и Евгений Миронов плавали в ледяной воде, а бедная Лена Лядова толстела ради роли на 12 килограммов, чтобы стать похожей на Ирину Пегову. Зачем Вы их так? Не проще было искупать ребят в теплой воде, а вместо Лядовой взять актрису пополнее? Или Вы специально их так мучили, чтобы они "вошли" в роль?

— Может, девушку похожую и с килограммами найти можно, но она не сыграет так, как Лядова.

— Ну, а в ледяной воде какая была необходимость? Актеры после таких сцен обычно говорят: "Ну, мы же не одноразовые, так можно и заболеть".

— Во-первых, у нас съемки проходили с сентября по март. А потом досъемка в апреле. Во-вторых, нам нужна была вода такая – северная. Плюс ко всему у меня гены документалистики. ...

— Какие предчувствия у Вас относительно "Космоса как предчувствия" на этом фестивале и вообще – судьбы картины?


— По поводу фестивальной судьбы "Прогулки" предчувствия меня обманули... Сейчас я к этому отношусь более спокойно. Хотя я понимаю как режиссер и как продюсер, что прокатная жизнь картины во многом зависит от фестивального успеха или наоборот. Конечно, очень его хочется. Я вообще режиссер, который хочет побеждать. Если я участвую в чем-то, то буду стараться побеждать. Я понимаю, в жюри – люди, у которых свой субъективный взгляд...

...