ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ

Журнал "Итоги" №27
04.07.2005
Андрей Ванденко

"У нас две проблемы – отсутствие хороших сценариев и привычка производить фильмы исключительно для внутреннего потребления. Неправильно!" – убежден триумфатор последнего Московского международного кинофестиваля режиссер Алексей Учитель

— Предчувствия его, то-бишь Вас, Алексей, не обманули?

— Ощущения обязательной победы не было – только большое желание ее добиться.

— Странно, люди кино обычно говорят, что для них призы – отнюдь не главное. Дескать, куда важнее, чтобы фильм увидел и принял зритель.

— Придерживаюсь иной позиции. Награды играют существенную роль, они, если хотите, весомая часть профессии. Режиссер должен снимать картины, которые будет смотреть публика и отмечать критика. В нашем деле тоже, как в шахматах или в теннисе, существует рейтинг, где учитываются победы на фестивалях и конкурсах. Если не попадаешь в призы, отношение к тебе соответствующее. Олимпийский принцип "Главное – участие" в данной ситуации не работает.

— При таком раскладе Вы должны быть на вершине списка: сняв четыре художественные картины, с каждой собрали по охапке наград.

— Если быть до конца точным, "Мания Жизели" особых лавров не снискала, а вот "Дневник его жены", "Прогулка" и "Космос", кажется, попали в десятку. "Прогулка" даже получила два Гран-при на международных фестивалях в США – в Кливленде и Сиракузах. Значит, рассказанная история действительно оказалась интернациональной. Хочется верить, подобное случится и с "Космосом".

— Ради участия в ММКФ Вам пришлось на этот раз обидеть "Кинотавр".

— Ситуацию журналисты подогрели. Сначала на меня вышли руководители сочинского фестиваля, и я дал им согласие. Потом возник вариант с Москвой. Темнить не стал и сразу заявил, что хочу участвовать в двух конкурсных программах. По-моему, логично. Мероприятия разного масштаба: одно – российское, второе – международное. Более того, считаю, именно победители "Кинотавра" должны представлять нашу страну на ММКФ. К сожалению, не сумел убедить стороны в правильности такого шага. "Кинотавр" готов, но Москва пока сопротивляется.

— Настаивает на праве первой ночи?

— Существует масса идиотских зацепок! Оказывается, можно участвовать в другом международном фестивале, но в России премьера должна состояться только в рамках ММКФ.

— Михалков давал Вам какие-нибудь гарантии?

— Клянусь: нет! Он говорил, что не возражает против участия в двух конкурсах, но дополнительных коврижек в Москве не обещал. А я и не ждал. В конце концов, с "Прогулкой" мы уже прошли 25-й фестиваль...

— Я бы даже сказал: пролетели.

— Верно, остались тогда без призов, хотя, знаю, картина Михалкову понравилась. Организаторы допустили тактическую ошибку, поставив конкурсный фильм, считавшийся фаворитом, в день открытия. Слышал разговоры, будто Никита Сергеевич теперь сторицей вернул старый должок, надавив на членов жюри в пользу "Космоса". Глупости, которые даже неловко комментировать. Побеждать можно по-разному, но я испытал истинное удовольствие, когда председатель жюри Валентин Черных со сцены объявил, что наша картина единогласно названа лучшей. Понимаете? Никаких переголосований, споров...

...

— Две подряд победы российских картин породили новую тему для пересудов. Мол, отдавать призы своим – дурной моветон, как говорил литературный персонаж Евгений Сазонов.

— В речи при получении награды я сказал и об этом...

— Спич, кстати, заранее готовили?

— Нет. Слово даю: до последнего момента не знал, кто победит. Хотя, конечно, догадывался, что без награды не останусь. Существуют верные приметы: например, звонок из оргкомитета с настоятельной просьбой быть на церемонии закрытия. Или место, указанное в пригласительном. Если рядом с центральным проходом, есть шанс подняться на сцену.

— Вы где сидели, Алексей?

— В четвертом ряду, с краю. Так вот, о двойной победе российских картин. Странно, что кто-то этого стесняется. Радоваться надо! Честно говоря, опасался, что из соображений политкорректности "Космос" прокатят. Дескать, в прошлом году Россия выбрала лимит наград. К счастью, члены жюри смотрели на экран, а не на страну-производителя.

— Еще будете выставлять "Космос" на конкурс?

— Обязательно. Приглашений много, сейчас определяемся с планами. Наверняка поедем в Торонто и в Мюнхен.

— Какую отдачу рассчитываете получить от победы в Москве?

— Надеюсь, это положительно скажется на прокатной судьбе картины в России. Кинорынок моментально реагирует. Учитывая негативный опыт "Прогулки" и "Своих", премьеры которых прошли лишь осенью, спустя месяцы после ММКФ, в этот раз решили стартовать на волне фестиваля. 7 июля фильм выйдет в прокат. Конечно, многое зависит от рекламы. В особенности телевизионной. Если кампанию вести столь же агрессивно, как с "Ночным дозором" и "Турецким гамбитом", можно рассчитывать на приличные сборы. Промывание мозгов обязательно приносит успех.

— Надо было приглашать в сопродюсеры господ Эрнста и Максимова.

— Думаете, Вы один такой умный? У людей собственные планы, расчеты, хотя я в шутку предлагал им попиарить "Космос" по полной, а потом сравнить результаты.

— Идея поддержки не встретила?

— Естественно. Тем не менее до сих пор идет борьба между Первым каналом и "Россией" за право премьерного показа картины по ТВ. И начался, кстати, спор еще до того, как "Космос" объявили победителем. Приятно.

— Когда планируется телеэфир?

— Отсчитайте шесть месяцев с 7 июля, дня начала проката на большом экране.

— Какой бюджет у "Космоса"?

— Солидный. Для меня, по крайней мере. Два миллиона долларов. Впервые снимал массовые сцены с участием тысячи человек. Готовились тщательно, четыре дня стригли статистов, одежду подбирали, старались любые нюансы учесть, и все же неопытность сказалась: о туалетах не подумали. А съемки на улице, зимой...

— И?..

— Выход нашли, но я говорю, что в первый раз столкнулся с проблемами подобного характера и вновь убедился: мелочей в кино не бывает.

— Критики весьма сдержанно оценили работу в фильме Евгения Миронова.

— Этой публике вообще угодить сложно, всегда найдет, к чему придраться. Считаю, Женя сыграл блестяще, это новая для него роль, этапная. Важный и приятный для режиссера показатель: Миронов приехал в тон-студию, я предложил посмотреть пару смонтированных частей и начинать писать звук, поскольку времени у всех в обрез. В итоге Женя упросил показать картину целиком. Значит, она ему понравилась?

— Вам агентство Швыдкого давало деньги на фильм?

— Да, тогда еще не ФАКК, а Минкультуры во главе с Михаилом Ефимовичем.

— Сколько отвалили от щедрот?

— Половину суммы. Миллион долларов.

— О разгоревшемся конфликте между Швыдким и Соколовым наверняка слышали? Откаты, закаты, прокаты...

— Спрашиваете мнение? Мне эта сторона дела совершенно неведома. Подобным никогда не занимался и даже не догадываюсь, как такие трюки можно осуществить.

— Дурное дело нехитрое, Алексей.

— Готов отчитаться за каждый полученный и потраченный рубль. Отношусь к числу режиссеров, которые не приучены экономить на качестве. В этом смысле максималист. Если что-то не устраивает, буду переснимать хоть десять раз подряд. Больше скажу: те невеликие деньги, которые заработал на "Прогулке", вложил в новую картину. Но дело не во мне. Лично знаю многих сотрудников комитета по кинематографии и с трудом представляю, что кто-нибудь из них потребует взятку за оказанную услугу. Глупо как-то, пошло. Есть сравнительно честные и легальные способы подзаработать, получить прибавку к чиновничьей зарплате. Для этого нет нужды опускаться до грубого отката... Наверняка в семье не без урода, кто-то, полагаю, нечист на руку, но заявлять на всю страну, что при Швыдком на каждом этаже министерства сидели взяточники, на мой взгляд, неверно. В том числе и с точки зрения корпоративной этики.

— Ну да, разборки пошли на уровне прачечной-фигачечной, а не Минкультуры.

— От этого скандала никто не выигрывает, уверяю Вас... И последнее соображение: если бы система была построена на взятках, ни одной картины снять не удалось бы. Деньги ведь в действительности дают не самые большие. Да и те еще надо вырвать. Знаете, как распределяются гранты? Студия подает в экспертный совет анонимный сценарий, а дальше люди разбиваются на пятерки и читают заявки, решая, кто выглядит предпочтительнее. Объясните мне, как можно подкупить сразу тридцать человек?

— Полагаете, люди не знают, кто стоит за студией "Рок", возглавляемой Алексеем Учителем?

— Не переоценивайте значение личного фактора. Приведу конкретный пример. Сейчас продюсирую два дебютных проекта молодых режиссеров. Одна картина близка к завершению, а Дуня Смирнова только начнет съемки в июле. Вот я и попытался получить для нее дополнительную сумму, рассказывал о Дуниных заслугах перед отечественным кинематографом. Моим аргументам не вняли, дали на картину ровно столько же, как и остальным дебютантам. ...