НИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ: Я СНИМАЮ ФИЛЬМЫ ПРО ТО, КАК НЕХОРОШО БЫТЬ ЗЛОДЕЕМ

Журнал "Искусство кино" №10
2004

... Я со своим сценарием стучался в двери студий, но никто не открывал. В отчаянии я пришел к Юрию Николаевичу Арабову, художественному руководителю моей дебютной работы. Он позвонил Тодоровскому и сказал: "Валера, есть тут режиссер один, способный вроде человек. Он мне принес сценарий. Может, прочтешь?" Я нес сценарий Тодоровскому, и у меня было ощущение, что я иду к Спилбергу, – настолько я восхищался им и его картинами. Для меня он был и остается самым одаренным режиссером своего поколения. Но теперь к прежнему моему отношению примешивается и мотив личной благодарности – Валерий открыл мне двери в большое кино. ...

"Змеиный источник" был моей первой настоящей работой, я бросился снимать очертя голову, не думая о последствиях. Мне дали двести пятьдесят тысяч долларов и двадцать шесть съемочных дней. Картина, которую я вынашивал несколько лет, появилась на свет так быстро, что я и опомниться не успел. У нас была замечательная команда: оператор Сергей Астахов, актеры Евгений Миронов, Ольга Остроумова, Лев Борисов, Дмитрий Марьянов. В "Змеином источнике" дебютировали две Екатерины – Гусева и Вуличенко, обе сейчас очень активно работают в кино. Тогда в некоторых крупных регионах сводки проката публиковали, в них значилось: "Титаник", "Армагеддон", "Парк Юрского периода" и... "Змеиный источник". ...

В Молдавии я работал в молодежной газете, объездил всю республику вдоль и поперек, всякого насмотрелся. Поэтому в "Источнике" у каждого из персонажей есть реальный прототип. Это абсолютно личностный фильм, пропитанный ненавистью к провинциализму, но любовью к живущим в провинции людям, потому что я их понимаю и сострадаю им абсолютно искренне. Я даже убийцу понимаю. Я ненавидел его в реальной жизни, мы вместе работали." ...