СОЗДАТЕЛИ: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

2002-2010

АНДРЕЙ СМИРНОВ, АКТЕР:

...
— Я своими глазами видел, как на пляже в Крыму, тогда шла 7-8 серия фильма, каждый третий читал "Идиота". Я не поленился, зашел в Сочи в книжный магазин, и мне сказали, что у них разобрали всего Достоевского! Эта картина стала не только успехом кинематографическим, она стала событием культуры! Федор Михайлович, наверно, в гробу перевернулся: понадобилось больше 100 лет, чтобы люди выяснили, что есть такой замечательный писатель. ...
Интервью Виктора Серпионова
Эхо Ростова, 06.04.2005

ИННА ЧУРИКОВА, АКТРИСА:

...
— Роль генеральши Епанчиной была для меня переломной. Эта женщина феноменальна! Я к ней подошла, вот еще бы чуть-чуть... Ох! Вот бы рассказать о ней! ...
Интервью Татьяны Огневой
Собеседник №44, 22.11.2005

... — Известно ведь, что для мужчин написано гораздо больше хороших ролей, чем для женщин. И мне всегда безумно хотелось именно такого материала – огромного, напряженного, емкого. Как Гамлет, как князь Мышкин. Но... после Женечки Миронова мне не хочется играть Мышкина. К тому же я изжила из себя эту роль генеральшей Епанчиной. Мне кажется, она тоже немножечко Лев Николаевич Мышкин. Такая же доверчивая, так же близко воспринимает чужие трагедии, столь же глубоко сострадает. В определенном состоянии души она может увидеть саму суть человека. ...
obretenie.info, 07.10.2003

... — Если бы Владимир Бортко не позвонил и не предложил Епанчину ... , я бы вовек не догадалась, что это моя роль. Причем у Бортко голос похож на Никиту Михалкова, я не сразу поняла, с кем говорю, о чем идет речь. ... Бортко прислал сценарий, я стала читать роман и просто влюбилась в Епанчину! ...
Интервью Александра Гаврилова
Аргументы недели, 27.05.2009

... — В нашей профессии так много интересного! Например, вдруг начинаешь чувствовать, как общаешься с автором. ... Такое чувство у меня возникало, когда я ... генеральшу Епанчину играла. ... С Достоевским Федором Михайловичем общалась. ... Когда мне позвонил Бортко и предложил Епанчину, я ему смогла произнести только: "Ой!". Ведь по книге Епанчина только в одной сцене появляется, когда приходит Лев Николаевич Мышкин к генералу, и там за столом генеральша и ее три дочки. Маленькая роль. А Бортко говорит: "А Вы почитайте "Идиота" еще раз". Я открываю Достоевского и понимаю, что Епанчина – самая лучшая женщина на свете. Она и сильная, и властная, и наивная, как ребенок. И у нее много сходства со Львом Николаевичем Мышкиным, потому что они родственники. Более того, мне кажется, что она еще тихо и безмерно в него влюблена. Как в человека, как в мир... Боже мой! Мне даже кажется, что, если бы еще спектакль по Достоевскому после этого играть, то я бы ее роль еще точнее сделала. ...
Интервью Михаила Верещагина
m-voice.ru

... — Работа ... была замечательной. А успех фильма у зрителей обнадеживает: значит, пришло время, мыльные оперы и бесконечные бандитские саги телеаудитории начинают надоедать. Моя соседка преподает историю в школе, так она мне говорила, что во время показа там учителя и ученики только об "Идиоте" и говорили. Представляете – ученики! Книга Достоевского исчезла с полок библиотек и магазинов. Даже Броневой мне сказал: "Посмотрел фильм – и перечитал роман, интересно стало".

— Генеральша Епанчина (за эту работу Вы только что получили национальную телевизионную премию ТЭФИ-2003) у Вас вышла более трогательной, наивной и доверчивой, чем ее обычно играют, – в чем-то она даже похожа на Мышкина.

— Все это написано у Достоевского, я ничего не придумала. Она очень наивная – дочки над ней подтрунивают, но может быть и властной, вздорной. У нее грандиозное чутье на людей, она их насквозь видит, почему и Мышкина как мать приласкала. Мы очень быстро снимали, а хотелось бы – не быстро. Осталось много недосказанных нюансов, подробностей. Я первый раз играла с Евгением Мироновым, и он стал мне близким человеком. Женя – глубокий, тонкий актер, а поговорить с ним – просто меду испить. Теперь обязательно буду смотреть все его работы. ...
Интервью Нины Агишевой
Московские новости, 30.09.2003

... — Ваша Епанчина ..., наивная как ребенок, могла бы существовать в реальном мире?

— Почему нет? Конечно, могла бы. Она талантливый человек, воспринимающий жизнь очень зорко. Почему она полюбила Льва Николаевича Мышкина? Она поняла, какое чистое и родственное дитя пришло в их дом и на этот свет. Генеральша узнала в князе себя! Она, конечно, доверчивая, но уж если на нее найдет... Помните, как про нее муж говорил: "с ней это бывает два раза в месяц" – то-есть, скандал неминуем. У Епанчиной фантастический характер, и я думаю, что мир не без таких людей. Не настолько же он опростился, чтобы все, особенно женщины, были примитивными. Доверчивые, наверное, в чем-то и проигрывают перед людьми расчетливыми. Но они выигрывают в главном, выигрывают светом, сердцем и любовью. ... Кстати, генеральша ведь Мышкина очень любит. И если б они родились в одно время... Я и Женю Миронова полюбила, потому что у него с князем Львом Николаевичем много общего. ...
Интервью Елены Михайлиной
Московский комсомолец, 28.06.2005

... — Покажите мне более убедительного, более нежного и трогательного князя Мышкина, чем Женя Миронов! ...
Интервью Ирины Ундаловой
Сегодня, 05.02.2004

ОЛЬГА БУДИНА, АКТРИСА:

...
— Я и на роль Настасьи Филипповны пробовалась, но Аглая мне и по возрасту, и по характеру ближе, хотя перепады ее настроения почти сводили меня с ума. После года работы над картиной мне ее настолько жалко и настолько горячие и противоречивые чувства она во мне вызывает, что могу признаться – подобной любви к своей героине я еще ни разу не испытывала. ...
Интервью Светланы Новиковой
Округа №29, 30.05.2003

... — Как правило, режиссер приглашает актера в свой фильм после того, как посмотрел другие его работы. В случае с Владимиром Бортко было иначе. Когда я пришла на пробы, он сказал мне: "Здрасьте! Я Вас нигде не видел, но мне про Вас все уши прожужжали. Давайте знакомиться". Для него я была чистым листом бумаги. И, честно говоря, мне было все равно, видел он мои предыдущие работы или нет. Главное, чтобы мы понимали друг друга в процессе совместной работы. ...
Алфавит №27, 04.07.2002

... — Когда начинаешь читать Достоевского, складывается ощущение, будто роман написан на иностранном языке. Потому что ритмика предложения очень сильно отличается от современного русского разговорного языка. В нашей речи сегодня не используются сложносочиненные или сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные обороты. Поэтому довольно сложно было на первых порах учить текст. Но потом получалось так, что мы уже в обыденной жизни говорили в ритме героев Достоевского. И это так красиво. ...
Интервью Николая Сванидзе
Телеканал "Россия" – "Зеркало", 24.05.2003

... — A есть он – "тип женщин Достоевского"? Я бы не рискнула сказать, что Федор Михайлович отдельно занимался изучением души русской женщины. Как мне кажется, писатель стремился постичь русского человека во всех его проявлениях и воплощениях (в том числе и в женской ипостаси). Заметьте, вы никогда не найдете в произведениях Достоевского целостного описания внешности героини, ее одежды, цвета волос – есть только штрихи к портрету. Главное внимание писателя сосредоточено на поступках героев, их причинно-следственных связей. Думаю, что женщины Достоевского, как и мужчины, принадлежат к типу страдальцев. ...
Интервью Анжелики Заозерской
Труд №162, 08.09.2007

... — Когда я играла Аглаю, то найти, во что она была одета, как выглядела, какова форма ее глаз, носа, было большой проблемой. У Достоевского это абсолютно отсутствует. ... Он следит только за их душевными переживаниями. Все остальное, визуальное, то, что можно потрогать, для него будто и не имеет значения. ... У сериала "Идиот" был очень высокий рейтинг, что для продюсеров и для всей съемочной группы было приятной неожиданностью. Люди, вроде бы чуждые литературе – бизнесмены, продавцы, инженеры, менеджеры, клерки, – не остались равнодушными! ...
Интервью Валерии Гореловой
Московский комсомолец, 01.12.2006

... — Когда я готовилась к роли Аглаи ... , то была уверена, что она девочка пухленькая, с круглыми щечками. И начала толстеть. Это было сплошное удовольствие, что я очень люблю мучное: обожаю есть булочки, ромовые бабы, всевозможные пирожные, разные спагетти с сыром. В общем, ни в чем мучном, сладком и жирном себе не отказывала и поправилась на 10 килограмм. Но как только я начала набирать в весе, началась истинная работа над ролью, если хотите. Началось погружение. Это уже не я. Это Аглая во мне росла. Потом было сложно вес сбрасывать, но сейчас лишних килограммов уже нет. ...
Интервью Олеси Судзиловской
allstars.pp.ru

... — Аглая ... – одна из моих самых любимых работ. Несмотря на то, что я неимоверно уставала, я получала от съемочного процесса колоссальное удовольствие. С костюмами там, кстати, интересная история вышла. Владимир Владимирович Бортко с самого начала предупредил, что у Аглаи будут всего два платья, вроде бы денег на картине немного и рядиться возможности нет. На что я ему заметила: "Владимир Владимирович, во-первых, я сама люблю красиво одеваться. Во-вторых, мне кажется, что Аглая, девушка на выданье, тоже любит одеваться. А сейчас, когда мы как бы слились воедино, нам просто необходимо красиво одеться". Бортко сказал: "Чтобы я больше таких разговоров не слышал". Кроме того, режиссер считал, что моя героиня – девушка скромная, а я хотела быть красивой и яркой. И поскольку с художниками по костюмам у нас царило полное взаимопонимание, выход был найден. Режиссеру мы показывали платье без кринолина на актрисе без косметики – и он утверждал. Когда я входила в кадр с кринолинами и при полном параде, Бортко, как правило, восклицал: "Это еще что такое?" Но тут мы ему напоминали, что он сам же это и утвердил. Таким образом, я получила то, что хотела. ...
Интервью Елены Михайлиной
ural.ru, 11.08.2005

... — Я так была погружена в Аглаю, в XIX век, что даже решила поправиться. У Достоевского написано, что Аглая любила вкусно поесть. Я стала превращаться в булочку, у меня появились щеки. ...Мне нравилась именно такая Аглая. За время съемок я настолько прониклась жизнью девицы из благородного семейства XIX века, что до сих пор нахожусь в плену... Не могу теперь первой кому-то звонить. ...
starphotos.narod.ru

... — С Аглаей мне повезло, это такой характер, который было безумно интересно играть. ... После "Идиота" Аглая почти год сидела во мне. ... Женю Господь не только коснулся, но и крепко поцеловал. На площадке с ним работать одно удовольствие. Он играет, даже когда реплики подает, это дорогого стоит. ...
Интервью Николая Пересторонина
Вятский край, 27.08.2003

ЛИДИЯ ВЕЛЕЖЕВА, АКТРИСА:

...
— Это такая работа... я теряюсь. Чем больше я буду о ней говорить, тем меньше мне останется... Столько было достойных актрис, это просто удача, что режиссер почему-то увидел в роли меня... ...
Интервью Евгении Венгоровой
Домашний очаг, 01.2003

... — В училище на третьем курсе я играла Грушеньку в отрывках из "Братьев Карамазовых". Потом была мечта еще раз сыграть героиню Достоевского. Но когда на нашем курсе ставили "Идиота", роль Настасьи Филипповны досталась другой... Эта роль – мучительная. Когда открываешь текст, кажется, что он сжигает тебя изнутри. ...
Интервью Юлии Колыхановой и Елены Фоминой
Телесемь – Самара №14, 04.04.2002

... — Не могу не спросить: знает ли ... Юлия Борисова?

— Она знала с самого начала. Когда я отправилась на пробы, Юлия Константиновна попросила: "Лидочка, Вы мне обязательно позвоните". Когда меня утвердили и я ей это сообщила, она сказала: "Как я рада". Многие актрисы хотели бы сыграть эту женщину. Одни уже не смогут в силу возраста, другие – потому что уже утвердили меня, но если я буду об этом думать, то буду расстраиваться, а мне это сейчас ни к чему. Судьба сделала мне такой подарок. Я вытащила лотерейный билет, и теперь от меня зависит – окажется он выигрышным или нет. ...
Интервью Татьяны Петренко
Культура №16, 18.04.2002

... — Хотелось бы, чтобы эта работа не прошла бесследно. Что получилось – судить зрителям. ... Я приехала первой из профессиональных актрис. До этого уже шел отбор, он был нескончаемый – везде висели объявления о конкурсе. Режиссер предполагал даже появление самородка. На пробах я прочитала монолог и сыграла одну сцену с Аглаей. Позже позвонили и сообщили, что я утверждена. ...
Интервью Светланы Пшеничновой
Семья №20, 22.05.2003

... — Можно себе представить, что кастинг на нее был очень жестким. Еще более невероятным кажется сегодня то, что я приехала на пробы самой первой!.. И ужасно из-за этого переживала. Но, как оказалось, первой быть совсем даже неплохо! Удивительно, что уже во второй раз роль Настасьи Филипповны достается актрисе Вахтанговского театра. В первом случае (у Пырьева) ее играла Юлия Борисова, и вот теперь в версии Владимира Бортко – ваша покорная слуга. Кстати, Юлия Константиновна, узнав, что я буду сниматься, благословила меня на эту роль. ... Когда у меня были съемки крупного плана, Женя Миронов стоял за кадром и плакал, чтобы я не теряла эмоционального настроя... Для актера такая помощь коллег просто неоценима, при таком партнерстве ты выдаешь максимально точный взгляд, реакцию... ...
Интервью Татьяны Секридовой
Лица, 04.2003

... — Работать было легко, режиссер Владимир Владимирович Бортко может так показать и рассказать, что сразу понимаешь, чего он хочет от тебя добиться. Но я отдавала этой роли всю себя и, конечно, она меня опустошала. Я сильно уставала, очень долго не засыпала после съемок, не могла обедать во время перерыва, а утром не завтракала. На площадке голод и усталость не ощущались, откуда-то брались силы и я получала наслаждение от работы. Но я стала сильно худеть, и Бортко забеспокоился: "Ты таешь на глазах!" – и требовал, чтобы я съедала свой обед целиком. ...
Интервью Наталии Корнеевой
Женское здоровье №10, 10.2003

... — Я все пропускала через себя. Внешне моя героиня была довольно холодна, но внутри у нее кипела лава! То же самое происходило и со мной. Стоило Бортко ... меня отпустить, разрешить работать по полной программе, и я взорвалась так, что стены бы задрожали! ...
Интервью Лады Ермолинской
Вечерняя Москва №173, 18.09.2003

... — Я была очень рада, когда [мужу] понравилась моя работа в "Идиоте", он сказал только, что до многих такая трактовка дойдет спустя время. И я еще раз убедилась, что мы все правильно делали с режиссером, что Бортко – молодец. Настасья Филипповна получилась нехрестоматийная, но этот образ, на мой взгляд, вернее и точнее. Она гордая и воспитанная женщина – это то, что в ней часто пропускают. А воспитанная женщина не позволит себе брезгливости в отношениях. Да, она их всех умывает, но делает это по-королевски. Не с криком, не с ором, не с топаньем. Когда я пыталась на пробах играть как принято, Бортко говорил: я вижу, что ты можешь своим темпераментом и стену проломить. Только мне этого здесь не надо. ...
Интервью Евгении Венгоровой
Домовой, 06.06.2004

... — О работе над моей ролью могу сказать словами князя Мышкина, который поверил Настасье Филипповне: вот и я так же поверила в режиссера Владимира Владимировича Бортко, который меня вел и которому я доверяла. ...Достоевского? Обожаю! ...
Интервью Вадима Брусянина
Телевидение. Радио №21, 19-25.05.2003

... — После роли Настасьи Филипповны ... я ощутила странное отношение к себе со стороны некоторых людей. Иногда внешне это никак не проявляется, но я интуитивно чувствую, как ко мне относятся. К сожалению, зависть в актерской среде вещь распространенная. Конечно, это можно понять – артисты очень ранимы, а профессия эта так зависима... ...
Парад, 09.2003

... — Это просто чудо – иметь возможность сыграть такую роль. И в качестве компенсации вокруг меня образовалось много недоброжелателей. Не умеют у нас радоваться удачам других, только завидовать могут. Понятно, что я всякий раз расстраивалась, сталкиваясь с такими людьми. И тогда одна очень мудрая актриса посоветовала мне: "Смотри на все сквозь пальцы". Уверенно так сказала, убедительно. И я стала спокойнее относиться к недоброжелательству.

— Есть в Настасье Филипповне что-то такое, что Вас с ней роднит?

— Да, только мне трудно выразить это словами. Мне кажется, нас что-то связывает до сих пор. Прошло уже больше года, как закончилась работа над фильмом, но я по-прежнему часто о ней думаю. Мне даже иногда бывает немного страшно, что ее так много в моей жизни и что я не могу оттолкнуть ее от себя. Вообще об этой роли нелегко говорить так, чтобы не показаться банальной. Поэтому я ограничусь только тем, что скажу: Настасья Филипповна очень повлияла на меня. На всю меня. Встретилась тут с одним знакомым журналистом, с которым не виделась несколько лет. И вдруг он говорит: "Знаешь, ты так изменилась..." Да, я изменилась. В чем и как – не могу сказать. Просто не могу определить словами. ...
Интервью Виктории Морозовой
Смена №37, 27.02.2004

ОЛЕГ БАСИЛАШВИЛИ, АКТЕР:

...
— Мне очень понравилась эта работа, хотя все и говорят: фильм снимался в тяжелых условиях. Да никакие не тяжелые! Просто поскольку денег было отпущено немного, а в сроки уложиться надо было, поэтому работали не по восемь часов, а по двадцать. А то, как работал режиссер Бортко, – это вообще было подвижничество, потому что он не шел ни на какие компромиссы во время съемок. Каждый эпизод он снимал по пять, по семь дублей, чтобы затем выбрать наиболее интересный. То-есть, снималось настоящее кино с замечательными артистами: Женя Миронов, Володя Машков, Оля Будина, ряд других артистов...

— А Вы сами с удовольствием снимались у Бортко?

— Да, мне было интересно. Хотя отношение к Достоевскому у меня очень сложное. Я считаю, что это великий философ, но не великий литератор. Он, излагая свою философскую систему, для более быстрого и доступного понимания пытается облечь ее в некие художественные образы. И это ему очень мешает. Но размышляет Достоевский о жизни, смерти, о будущем, о Боге – о многом на примерах, которые сам и придумывает. В этом есть некая заданность и искусственность. И мне как раз нравится, что фильм этой заданности избежал – тут были показаны живые люди. ...
Интервью Никиты Андреева
Экспресс новости, 24.01.2005

... — Перед самыми съемками я попал в автокатастрофу и сломал себе все! Киногруппа долго ждала меня, пока я не приноровился в кадре появляться без костылей. Было непросто, но все удалось. ...
Интервью Анны Велигжаниной
Комсомольская правда, 31.01.2003

... — Я обратил внимание на то, насколько талантливы наши молодые актеры. Машков и Миронов – с какой отдачей они работали, как четко и точно играли! Они приходили на съемку в четвертом часу утра и были свежи и готовы. Причем не только знали текст – они все знали про своих героев! Это уже новая генерация артистов, которую надо только приветствовать. И вот в одной газете появляется совершенно уничижительная статья, написанная свысока, эдаким барским тоном. Я понимаю, конечно, что-то может не понравиться. Каждый понимает Достоевского по-своему. Фильм ты можешь не принять. Тебе может не понравиться артист и т. д. Но в любой критике должно быть уважение к труду человека, который, работая, положил на это часть жизни. Ты напиши-покажи, что именно плохо. Но там же было написано, будто нынешние артисты разучились общаться, что они лупят глаза. Что за чепуху пишет человек?! "Лупит глаза"! Как можно так писать про Миронова?! "Громадно вылуплены глаза". Ну, что это такое?! Ведь была предпринята попытка сделать "Идиота" именно сегодняшним. Не играть историю XIX – начала XX века и какие-то страсти-мордасти, в которые мы не очень-то верим, а показать эту историю так, будто она происходит сегодня, сейчас. Мне кажется, Миронов сыграл очень убедительно. Он очень талантливый. И вот такую получить оплеуху?! Это нехорошо и очень постыдно для критика. ...
Суббота №3, 15.01.2004

... — Я считаю, что фильм Владимира Бортко пробил бетонную стену. Наш кинематограф – как ребенок, которого долго держали взаперти, вдруг обрел свободу и захотел сразу стать взрослым. ... Когда вышел "Идиот", которого в России не читал ни один человек (это я вам гарантирую), вдруг выяснилось, что интересно смотреть. ... Мне очень приятно, что "Идиота" посмотрела молодежь. Очень надеюсь, что после фильма она потянется к Достоевскому. Я, к сожалению, цельного впечатления от фильма пока не составил – у нас же вечерами работа... Но у меня есть друзья, которые записывали, какие-то серии я благодаря им посмотрел и в принципе представляю, что получилось. Меня поражает, что многие люди, которые считают себя образованными, интеллигентными, говорят про Евгения Миронова в роли Мышкина: "Женя, конечно, хорошо играет, но какой же это князь?" Как будто они только что вышли из Зимнего дворца, где общались с князьями и графьями: Тоже мне, знатоки! Почему князь не может быть таким, каким его сыграл Миронов?! Князь – это обычный живой человек, носящий княжеский титул. Признак подлинного аристократизма – абсолютное слияние с народом, без всякой манерности. ...
Интервью Андрея Кулика
Челябинский рабочий, 11.07.2003

АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ-МЛАДШИЙ, АКТЕР:

...
— Когда поступило предложение сниматься ... , очень обрадовался. Необыкновенно интересная была работа – по насыщенности и глубине материала, по уровню режиссуры, по актерскому составу. ... Момент везения поймать трудно. "Идиот" – это высокая планка, и опускать ее уже не хочется. Но откажешься от съемок раз, другой, третий – и наступит затишье. ...
Интервью Наталии Корнеевой
Загородная жизнь №11, 2003

... — Это вторая Ваша большая и удачная работа с режиссером Бортко. Говорят, он на площадке – сущий деспот.

— Нет, неправда. Он достаточно жесткий человек, это верно. Требовательный. Но требования его всегда обоснованны. ...

— В "Идиоте" есть эффектная сцена обморока Гани Иволгина.


— Ну, эту сцену я сам придумал. У Достоевского написано, что Ганя падает в обморок. Но, конечно, ничего насчет того, как это сыграть. Мы с Владимиром Бортко долго думали над этим. Он предлагал свой вариант, а я свой. Сошлись на моем. В итоге получилось, что Ганя падает и тащит на себя скатерть. Как это снимали? С двух дублей. Но ножи и вилки падали на меня лишь однажды. Так что я не пострадал. Тем более их раскладывали особым образом, так, чтобы они на меня не попали. ...
Интервью Оксаны Фоминой
Комсомольская правда, 03.03.2004

... — Я провел почти год на съемках ..., варился в мире Достоевского. ... Прожил здесь в прошлом году почти все лето и все время собирался пойти в район Достоевского, но ни разу так и не сходил. Ноги почему-то не шли. Наверное, придется оставить Петербург Достоевского таким, каким он сложился в моем воображении. Вдруг мне реальность что-то испортит? ...
Интервью Александры Елисеевой
Театральный Петербург, 15.06.2003

ВЛАДИМИР МАШКОВ, АКТЕР:

...
— "Идиот" Бортко подарили мне наслаждение настоящей работы. Хотя история с Достоевским была очень измытывающей. Полгода пришлось жить в Петербурге во время съемок. ...
Интервью Сергея Ильченко
Невское время

... — К сожалению, условия работы были телевизионные. Это десять часов, то-есть, по сути, семь полнометражных фильмов, а времени снимать каждую сцену подробно и долго не было. Нужно было приходить абсолютно готовым!

— И как Вам результат?

— Мне трудно судить, потому что я был абсолютно внутри этой работы .... Когда учишь слова Достоевского, понимаешь, что писал он их в невероятном состоянии (наверное, поэтому они на нас действуют таким образом) – его рукой водило Провидение. И переставить местами эти слова нельзя! Я записывал текст своей роли на диктофон (без интонации, просто текст) и ходил, все время слушал, повторял. И уже на площадку приходил в определенном состоянии. На репетицию было десять минут: предложил что-то режиссеру, услышал его пожелания и тут же реализовал. Это очень сложно! Но, наверное, другого варианта сделать "Идиота" не было: если берешь лопату и начинаешь разбирать каждое слово Достоевского, ты зарываешь самого себя. Надо было действовать импульсивно, эмоционально: вот так я сейчас чувствую – и прыгаю в это! А если у нас появлялось чуть больше времени на репетицию, всех начинали посещать сомнения: здесь ведь и про это, и про это, и про это, как же все сказать?! У меня было много текста, но у Жени Миронова – огромное количество, и он мог действительно психически заболеть. ...
Интервью Андрея Кулика
Челябинский рабочий, 09.09.2004

... — Для меня лучшее проявление русского человека – страсть. Она может проявиться иногда в чудовищных формах, ... и мне нравится это ощущение. ... По отношению к людям страстный персонаж – это Рогожин. Вот кто русский человек! ...
Интервью Владимира Познера
vladimirpozner.ru, 25.09.2010

... — Ну, какой же он отрицательный герой?! Человек страдал, у него страсть! Просто съеденный страстью человек! Я понимаю такую крайнюю степень страсти человека, когда он может сойти с ума. У меня до этого, слава Богу, не доходило, но это сжигающее чувство страсти к другому человеку мне понятно. Это не из области вещей, которые мне надо было нафантазировать. ...
Интервью Ирмы Каплан
Огонек, 2003

... — Всегда очень трудно анализировать недавние работы. С одной стороны, она была сложной, с другой – материал очень желанный. ... Огромные монологи, которые крутятся, в основном, вокруг страсти... Мой герой ведь закончил жизнь на каторге почти безумным – так он был сожжен страстью. Я же человек уравновешенный, но пропустить эту историю не смог. Она только тогда становится правдоподобной, когда становится твоей. Не могу сказать, что образ Рогожина на меня так повлиял, что сейчас чувствую себя депрессивно, нет. Это был один из тех жизненных порогов, когда я играл большую роль с максимальной затратой эмоциональных сил. ...
Интервью Александра Винокурова
Кузбасс FM – "Гостиная", 04.10.2004

... — Роль Рогожина Вам тяжело далась?

— Наверное, да. Особенно тот момент, когда Рогожин сходит с ума. К тому же у нас не было времени на репетиции. Я потом понял: что-то есть в этом прыжке в ледяную воду, когда ты должен все делать именно сейчас. Только раз я попросил перенести съемки. Помните эпизод, когда Настасья Филипповна лежит убиенная и приходит Мышкин? Мне было трудно с текстом, он будто вырывался от меня. И я понял, что нужен еще день для подготовки к сцене.

— Для Вас был удивителен такой успех "Идиота"?

— А что, он имел успех? Конечно, это приятно. Но успех и закономерен. Видели ли бы Вы, как работали эти блистательные – себя я из скромности отодвину в сторону – актеры! Тогда все встало бы на свои места. ...
Комсомольская правда, 26.11.2003

МАРИЯ КИСЕЛЕВА, АКТРИСА:

...
— Просто здорово, что мне посчастливилось прикоснуться к кино и сниматься с такими профессионалами. И ведь все помогали, подсказывали – и Женя Миронов, и Саша Лазарев, и Машков, и Ильин. Михаил Боярский до этого был участником "Звена" и опекал меня на правах старого знакомого.

— Никто не дал понять, что Вы – слабое звено?

— Никто. Хотя, знаю, некоторые актеры говорили Бортко: "Что это Вы взяли спортсменку, да еще с телевидения? Для рейтинга, что ли?" Но потом в процессе съемок эти разговоры ушли. ...
Интервью Марины Бойковой
Имена

... — Я ему очень благодарна, это была мечта моего детства – стать актрисой, и Бортко меня к ней немножечко приблизил. ...
Ретро FM Владимир

МИХАИЛ БОЯРСКИЙ, АКТЕР:

...
— [Роль] достаточно незначительная в масштабах фильма Бортко, не делает ему погоды, но, пожалуй, и не портит его. ... Режиссер остался доволен, что немаловажно для меня. Хотя у нас были расхождения, я по-другому трактовал свой персонаж... ...
Интервью Светланы Мазуровой
Восточно-Сибирская правда, 15.05.2004

... — Я все отмахивался да отказывался... Тогда Володя взял фирменный бланк "Ленфильма" и написал на нем, что он обязуется поить и кормить артиста Боярского до конца своих дней! У меня этот листочек до сих пор хранится. Друзья шутили потом, что я продешевил, надо было требовать расписку, что Бортко снимет меня в любой роли, какую пожелаю. ...
Час

... — Роль Келлера показалась мне слишком маленькой, я не хотел становиться "королем эпизода". Но Володя Бортко сказал: "Для меня эта роль очень важна!" В итоге я остался доволен, и даже не своей работой, а тем, что стал причастен к такому замечательному фильму, что встретился на съемочной площадке с прекрасными актерами. ...
Интервью Михаила Садчикова
Суббота, 23.12.2004

ЛАРИСА МАЛЕВАННАЯ, АКТРИСА:

...
— Мне было очень интересно ... сниматься, хотя у меня там маленькая роль Нины Александровны. Но "Идиота" трудно смотреть повторно... ...
Интервью Елены Коноваловой
Вечерний Красноярск №26, 15.07.2009

АЛЕКСАНДР ДОМОГАРОВ, АКТЕР:

...
— Ночью я снимался в "Бандитском Петербурге", утром снимался у Снежкина, вечером в "Марше Турецкого", днем ехал к Бортко. Потому что Бортко всегда очень трепетно относился к Достоевскому, и нужно было приходить на съемки подготовленным. Все актеры учили текст: Достоевского нельзя играть "своими словами". ...
Интервью Ольги Романцовой
Газета, 15.01.2010

АНАСТАСИЯ МЕЛЬНИКОВА, АКТРИСА:

...
— Женя из тех актеров, которые способны меняться даже внешне. У него любая мелочь продумана, выверена, он соединяет технику с нутром с необычайной виртуозностью! А с глазищами что творится! Помню, зашел в "Идиоте" загримированный, с жиденькой бороденкой, я подумала: "Боже, да на него ни одна девка не посмотрит!" Вдруг он начал говорить, и я поняла, что за таким, как он, девки на край света пойдут! ...
Интервью Ирины Ундаловой
Сегодня, 05.02.2004

ИГОРЬ КОРНЕЛЮК, КОМПОЗИТОР:

...
— В 2003 году мне было предложено сочинить музыку к фильму "Идиот" ... . Как потом выяснилось, написание мелодий стало одним из самых трудных испытаний. Необходимо было найти музыку, в которой чувствовался бы Петербург XIX века, но при этом она должна быть простой и прозрачной. Режиссер хотел слышать в картине только струнные, и никакие уговоры о расширении звукового разнообразия за счет духовых на него не производили впечатления. Сроки поджимали, а у меня не было главной темы. После длительных безуспешных исканий, бессонных ночей, практически наступило отчаяние, когда хотелось сказать: "Нет, не получается, хоть убейте!" В самый последний момент вдруг в воображении стали сплетаться ноты в стройную мелодию – это была она! Музыка наконец-то "пришла" именно такой, какой должна была быть, в ней нет ничего лишнего, ни единой ненужной ноты, все встало на свои места! Потом я сам удивлялся, как она легко легла на картину. ...
korneluk.ru

ВЛАДИМИР БОРТКО, РЕЖИССЕР:

...
— Вот Вы, например, никогда не поверите, что возникал вопрос о замене актера на роль Мышкина. А ситуация возникла. Поначалу Миронов "изображал"... Приехал веселый молодой человек, в модном пальтишке. Все хорошо, весело – играем! Но что играем? Не то! И с помрежем мы всерьез задумались о замене. Только в один прекрасный день я ему сказал: "Женя, давай не от него, а от себя, это говоришь ты, не Мышкин, а Миронов..." И сдвинулось. И Женя проявил чудеса трудоспособности. ... Он включил себя на 220 вольт! Это был в хорошем смысле американский трудоголик. ... И потом Женя Миронов – человек дисциплинированный. ...
Интервью Олега Вергелиса
Зеркало недели

... — Женя Миронов блестяще исполнил роль князя Мышкина. ... С ним пришлось труднее всего. Когда у нас стало туго с деньгами (впрочем, их в кино никогда не хватает), последние серии нужно было отснять в сжатые сроки. Мы работали 24 часа в сутки. Миронов понимал, что со мной бесполезно спорить, но был недоволен. Это накаляло творческую обстановку. Мы не очень сошлись с Женей, но актер он совершенно потрясающий. ...
Интервью Сергея Иваницкого
Факты и комментарии, 07.09.2010

... — Я ... не ожидал такой массированной рекламной кампании и не имею понятия, сколько это стоит. Бюджет же самого фильма был очень невелик. ... "Идиот" – роман сложный, философский, даже слишком сложный. Вряд ли он будет интересен народу так же, как "Бригада". Я, честно говоря, был удивлен количеству зрителей, которые смотрели мой фильм. Зачем, почему им это надо? Я, конечно, рад, что после фильма стали, может быть, больше читать Достоевского, но классики никогда не будут популярны так, как, к примеру, Агата Кристи. Детектив и бульварные романы – популярные жанры, доступные каждому. И рейтинги у таких произведений, несомненно, всегда будут выше. ...
Интервью Марии Ураловой
Дело, 09.06.2003