ЗВЕЗДА, АКТИВИСТКА И ПРОСТО КРАСАВИЦА

Газета "Вечерняя Москва"
14.03.2007
Ольга Фукс

Но Лидия Вележева предпочитает называться актрисой

...

— Как Вы можете объяснить (или, может, Владимир Бортко говорил об этом) почему именно в наше время возникла потребность в новом "Идиоте"?

— Очень просто: Владимир Бортко захотел снять весь роман. У Пырьева был любовный треугольник. А Бортко инсценировал роман от первой страницы до последней. Его спрашивали: а почему бы Вам не снять "Анну Каренину", например? Потому, отвечал он, что уже есть замечательный фильм по всему роману. А почему бы и нет?

— Понятно, что такие роли, как Настасья Филипповна, требуют от актрисы колоссальной собственной работы?

— На первом месте все равно режиссерские задачи. Я могу, готовясь к съемочной смене, придумывать все что угодно. Но на съемках может выясниться, что твои фантазии не совпадают с режиссерским видением. У меня был некий ступор от того, что мне ничего не помогает, режиссер отобрал у меня все подпорки. Ведь любой предмет в руках – веер, чашка, ручка – может помочь актеру передать состояние персонажа. Я пересматривала пырьевского "Идиота" – у Юлии Константиновны там и муфточка, и веер, которыми можно манипулировать. А Бортко заявил мне, что ему этого ничего не надо. Только фигура, нутро, душа и глаза. Даже ресницы не дал наклеить – мне, говорит, не нужна кукла. При этом все должно быть очень достойно – повадки, походка, манеры. Я старалась приходить на съемки пораньше, чтобы спокойно походить в костюме, настроиться, ничего не трогать, не хватать телефон.

— Достоевский – жестокий автор, и история знает немало срывов у актеров, игравших его. Вы с режиссером искали какие-то защитные механизмы, чтобы и роль получилась и нервы при этом остались целы?

— Он не жестокий, просто держит в невероятном напряжении. А мы, конечно же, люди ранимые и все пропускаем через себя. На "Идиоте" во мне накопилось эмоциональное ощущение взрыва. А Бортко говорил – не надо, мол, я вижу, что ты можешь, но ты дави эту лаву, не пускай ее наружу, пусть внутри кипит. Мы с ним долго спорили по этому поводу, и он мне доказывал – Настасья Филипповна очень гордая. И даже если взрывается и дает пощечины – делает это достойно. И любой ее шаг – не истеричный всплеск эмоций, а Поступок.

А вообще-то Бортко очень бережно относится к артистам. Лишний раз обратит внимание – отдыхал ли актер, удобно ли ему. Следил, чтобы для меня всегда стоял стул – я ведь не могла в своем платье и с прической, над которой несколько часов трудились гримеры, прилечь на кушетку в перерывах, как это делали мужчины. Он первый на моей памяти выставлял свет без актеров и приглашал нас только тогда, когда все было готово.

— Говорят, его поразило, как Вы сжигаете деньги?

— А-а, это руководство вместе с журналистами приехало в тот момент, когда мы снимали эту сложнейшую сцену, да еще практически одним куском. Вы, сказала я им, сюда приехали посмотреть, не жжем ли мы нал? ...