ВЛАДИМИР БОРТКО: "ИДИОТА" МОЖНО СНЯТЬ ТОЛЬКО НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Газета "Известия"
31.08.2001
Юлия Кантор

Романы Достоевского ставились всегда и везде – от театра до кино. Но снять по достоевскому сериал, своего рода "мыльную оперу", не приходило в голову никому. И вот сейчас известный кинорежиссер Владимир Бортко приступает к съемкам сериала по роману "Идиот". Восемь серий по 52 минуты каждая погрузят телезрителя в пространство достоевского.

— Владимир Владимирович, Вы полагаете, что телезритель будет смотреть восемь серий по роману Достоевского, причем одному из самых непростых?


— Между прочим, "Идиот" – почти детектив и наверняка мелодрама. Он и писался, кстати, как "мыльная опера" для газетки. Его будут смотреть, хотя аудитория "Идиота" совсем другая, нежели аудитория "Бандитского Петербурга". Я не хочу сказать, что я делал "Бандитский Петербург" с пренебрежением, а теперь для качественной, интеллигентной аудитории буду работать серьезно. В "Бандитском Петербурге" мне было интересно. А если "Идиота" будут смотреть те, кто слышал фамилию Достоевского только в школе, то я буду только рад. Первый сериал, который я увидел, – английская "Сага о Форсайтах" в 40 сериях. И смотрели, и увлекались, и ждали следующих серий. А ведь тоже не слишком простая вещь. "Идиота" можно экранизировать только на телевидении.

— Почему?

— Вы представляете себе 8 серий в кино?! А в две серии – максимальный киношный формат – такой роман не уложить. Телесериал – великолепный формат для экранизации больших романов. Кстати, именно в "Бандитском Петербурге" я для себя определял, выявлял возможности телесериалов. Меня интересовала специфика восприятия телекино. Дело ведь не в маленьком экране, а в принципиально другом способе рассказа. Кино – абсолютно изобразительное искусство, а ТВ – повествовательное. Телекинематограф ближе к литературе, там все идет через автора. Вот потому мне для съемок так интересен Достоевский, и не что-нибудь, а именно "Идиот", с его долгими, тяжелыми "погружающими" диалогами, где слово – это действие. Вот князь Мышкин рассказывает Рогожину четыре истории, отвечая на вопрос, верит ли в Бога. Эти истории можно было бы снять. Но тогда это не рассказ, а его "видеоизложение". На большом экране такие вещи передать невозможно. А здесь, на ТВ, рассказ будет.

— Но ведь истории князя Мышкина будут прерываться рекламой пива, например?

— Ох, реклама неизбежна. Иначе мы никогда не сдвинемся с места – деньги-то нужны. Вот я и должен это учитывать. В "Бандитском Петербурге" было проще. Ну, реклама во время погони, оттягивающая кульминацию, не страшна. А вот в Достоевском, согласен с вами, проблематична. Сейчас и думаю, как бы ее упаковать. Все равно другого выхода нет.

— Владимир Владимирович, исполнитель главной роли определен?

— Если нет исполнителя Гамлета – "Гамлет" не ставят. Я не сказал бы, что есть кандидатура, скорее есть наиболее вероятные претенденты. Но называть фамилии я пока не хочу – мало ли что может случиться.

— Кто же рискнет после Смоктуновского играть Мышкина...

— А что Смоктуновский?! Да, была замечательная роль в театре. Заметьте: в театре! Может, я чересчур самонадеян, но, думаю, смогу "выписать" в сценарии и найти в жизни нового по характеру и трактовке Идиота. По-моему, этот образ до сих пор неверно, искривленно раскрывался. Мышкин же не сумасшедший – он ненормальный. Я хочу это показать. Подумаю и сделаю – может, не лучше, чем другие, те, кто до меня, но по-своему. У меня профессия такая – думать. Исполнитель главной роли найдется – с мужчинами-актерами, достойными актерами, проблем нет.

— А с женщинами?

— Еще какие проблемы! Просто трагедия какая-то. За последние десять лет, когда кино еле-еле жило, мы потеряли целое актерское поколение. Молодежи, профессиональной и талантливой, почти нет. Мужчины хоть как-то сохранились, а красивые женщины удалились в другие сферы. Либо в модели, либо еще дальше. Мне нужны две ослепительно красивые героини. И при этом умные! Но где их найдешь? Ищу – и не нахожу. ...