"МЫ РАБОТАЛИ НЕ НАД СЕРИАЛОМ, А НАД ДЕСЯТЬЮ КИНОФИЛЬМАМИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ДОСТОЕВСКОГО"

strana.ru
16.05.2003

Актеры, снимающиеся в скороспелых сериалах типа "Ментов" или "Убойного отдела" вызывают у Олега Басилашвили "настороженную жалость". Знаменитый и любимый публикой актер Ленинградского АБДТ им. Г. Товстоногова, народный артист СССР, лауреат государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых сыграл в новой постановке фильма "Идиот" генерала Епанчина. О том, как шла работа над сериалом, артист рассказал Стране.Ru.

— Олег Валерьянович, то, что сегодня на фоне многочисленных сериалов о бандитах и ментах появился фильм с классической тематикой, очень воодушевило телезрителей. Как Вы оцениваете сам сериал и Вашу роль?


— Фильм я оценить не могу, да и роль тоже. Я фильм не вижу, поскольку работаю вечерами – у меня почти каждый день спектакли. Я не представляю, что за фильм получился. Надеюсь, что получилось хорошее кино, тем более что в нем снимались хорошие молодые актеры – Евгений Миронов, Владимир Машков, Ольга Будина, а также Инна Чурикова. Так что дать какую-либо оценку фильму я мог только во время озвучания, глядя на собственный кадр, да и то это довольно трудно сделать. Единственное, что можно сказать – в моих сценах очень хорошо работали те актеры, которых я видел.

— Сегодня многие актеры "старой школы" жалуются на непрофессионализм современных режиссеров, набившими себе руку на постановках так называемых мыльных опер. Рассказывают, что зачастую актерам сами приходится ставить отдельные сцены, чтобы они выглядели более или менее правдоподобно.

— Непрофессионализм не признак современной режиссуры, а, скорее, обычной плохой режиссуры. Среди молодых режиссеров есть очень много талантливых людей, делающих прекрасные картины. Здесь дело не в возрасте, а в мере таланта. Что же касается режиссера, с которым мне пришлось работать – Владимира Владимировича Бортко – это очень интересный режиссер. Он до этого уже поставил ряд хороших фильмов, в том числе нашумевший в свое время "Собачье сердце" по Булгакову. Человек талантливый и работоспособность у него не отнять.

Мы работали всерьез, мы работали не над сериалом, а над десятью кинофильмами по произведению Федора Михайловича Достоевского. Мы работали над произведением "Идиот" и постарались сохранить практически все сюжетные линии романа. Это был тяжелейший труд, и к этому труду каждый из нас относился очень серьезно, и в первую очередь режиссер, с которого мы все брали пример. Он приходил на площадку абсолютно готовым, и вопрос упирался только во время. Но мы и со временем не считались. Зачастую наши съемочные дни затягивались с десяти часов утра до шести часов утра, для того, чтобы сдать фильм во время. Можно было снять фильм и быстрее, но тогда это был бы обычный сериал.

— Вам пришлось работать с молодыми актерами. Их игра отличается от старой школы?

— Боюсь, что современные актеры, играющие в сериалах, несмотря даже на возможное присутствие таланта у них, очень себя портят. Когда я учился в студии МХАТа, нам запрещалось сниматься в кино. Не потому, что сниматься плохо или позорно, а потому что кино – это популярность, это растущее о себе самомнение самого артиста, которое мешает дальнейшему развитию и мучительным поискам самого себя. У артиста появляется ощущение, что уже само то, что он появился на сцене или на экране, и есть факт искусства. Это далеко не так. И чтобы это понять, надо прожить довольно долгую жизнь обладать некоей мудростью, несвойственной юности. ...