КАК СТАТЬ ИДИОТОМ

"Российская газета" №102
30.05.2003
Алексей Крижевский, Елизавета Тренева, Галина Романова

Завершился показ нового телевизионного сериала по роману Достоевского "Идиот". Фильм стал несомненным событием года: он приковал к экранам даже тех, кто обычно сериалы не смотрит.

Само обращение к роману "Идиот" было несомненным актом мужества и даже вызовом продюсеров и авторов фильма всей современной практике нашего телевидения. Режиссер Владимир Бортко поставил картину без оглядки на то, что считается "вкусами массового зрителя". Он не прибегал даже к тем неизбежным компромиссам, на которые вынужден был пойти Иван Пырьев в знаменитой экранизации 1958 года, где Мышкина играл Юрий Яковлев, а Настасью Филипповну – Юлия Борисова. Пользуясь преимуществами сериала, где метраж не ограничен рамками двухчасового сеанса, авторы "перечитали" роман от страницы к странице, не опасаясь показаться архаичными или слишком литературными. И победили: по горло занятые люди каждый вечер спешили к экранам. Оказывается, в обществе накопилась давняя потребность снова услышать полузабытую литературную речь, ощутить полемический накал размышлений великого писателя, насладиться высокими образцами русской актерской школы. Актерские работы Евгения Миронова, Инны Чуриковой, Владимира Машкова, Алексея Петренко, Олега Басилашвили стали едва ли не лучшими за многие годы, а зрительский энтузиазм дает хрупкую надежду на перелом в репертуарной политике телеэкранов: классика по коммерческой эффективности оставила позади главные "бандитские хиты".

ВЛАДИМИР БОРТКО НЕ ПРИПИСАЛ ДОСТОЕВСКОМУ НИ СЛОВА

"Сценарий сериала я писал, ничего не добавляя к тексту романа: дописывать Достоевского было бы величайшим кощунством, – говорит режиссер сериала Владимира Бортко. – Но есть моменты, которые у автора существуют в виде прозаического текста или рассказа от имени какого-то лица. Например, в книге нет финальной сцены с генеральшей, приехавшей к князю Мышкину в Швейцарию. Но у Достоевского это описано так, что мы сняли эту встречу, ничего не изменив по сути. Нет сцен, когда князь читает газеты Аглае или Рогожин бьет Настасью Филипповну. Все это почти дословно взято у Достоевского.

Сейчас я слежу в интернете за обсуждением сериала и испытываю огромную благодарность зрителям за то, как умно и заинтересованно они рассуждают об этой экранизации, о героях, о смысле их поступков. Это сложнейшее произведение во всей мировой литературе, глубоко философское, но в нашей стране оно вызывает интерес как настоящий бестселлер. Я снимал историю князя Мышкина, который, начитавшись вдали от России книг о ней, представляет себе людей и русскую жизнь как некий идеальный мир. Попав в реальную Россию, сталкивается с обыкновенной жизнью со страстями и разными людскими интересами. Мышкину лично ничего не надо, он хочет, чтобы всем было хорошо. Для него Аглая и Настасья Филипповна почти "сестры во Христе". Ему непонятно, что у каждой к нему свое отношение – они "делят" князя. Все это сложнейшая история, требующая погружения в человека, понимания, почему, говоря одно, он делает совсем другое. Простых выводов из романа сделать невозможно.

Достоевский написал, если можно так сказать, "скандал в монологах". Герои много и долго говорят, а князь Мышкин – в три раза больше всех, но ведь у каждого произведения свои краски. Для актеров это сложнейшая задача – войти в состояние героев и существовать в нем на протяжении всего сериала. Но мы понимали друг друга и, хотя работа была тяжелая, делали одно дело.

Непросто было с музыкой к сериалу, которую сочинил замечательный композитор Игорь Корнелюк. Проблема в том, что когда-то Корнелюк написал шлягер "Билет на балет" и его многие до сих пор так и воспринимают как эстрадного автора. Но это серьезный музыкант с консерваторским образованием, автор симфонии, концертов и других больших и значительных произведений. Мы с ним познакомились во время работы над сериалом "Бандитский Петербург". У Корнелюка есть редкое качество – он мелодист. Можно писать много музыки, но сочинять мелодии может не каждый. Я доволен, что он написал музыку к "Идиоту" именно такую, как я себе представлял, наполненную мелодиями и глубоким чувством."

ЧТОБЫ СТАТЬ "ИДИОТОМ", ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ УЧИЛСЯ ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ЧАСА В СУТКИ

"Всего дороже мне была ответственность перед Достоевским. Я сейчас нахожусь в Литве, работаю с Эдмундасом Някрошюсом и картину не сумел посмотреть, – рассказал Евгений Миронов – исполнитель роли князя Мышкина. – Мне лишь звонили родители из Москвы и сказали, что все свои впечатления выскажут по моему приезду.

Во время съемок все было сложно – от самой маленькой до самой большой сцены, все время боялись что-то пропустить. Как я заучивал длинные монологи? Это сложно объяснить, но помню, что двадцать четыре часа в сутки я учил текст. Мой герой часто молчит, но уж если заговорит, то – много. У меня было больше всего текста, а текст сложный, необработанный: Федору Михайловичу Достоевскому приходило в голову, он записывал, а я потом мучился...

На самом деле это были и большая радость, и огромное мучение, но хорошо и то, и другое. Так подробно "Идиота" снимают впервые. Мне было страшно браться за роль князя Мышкина, но согласился, а потом уж думать было некогда. Я жил этим образом целый год своей жизни, хотя снимался фильм лишь шесть месяцев. Это время оставило во мне какой-то отпечаток, но пока я его расшифровать не могу. Но, пожалуй, все из нашей группы понимают: нам очень-очень повезло, что мы прикоснулись и к самому великому произведению, и к реально-точной форме его экранизации."

ИННА ЧУРИКОВА НЕ ПОМНИЛА ГЕНЕРАЛЬШУ

"Я бесконечно испытывала сильное чувство, которое просто давило на меня, – вспоминает о съемках Инна Чурикова (генеральша Епанчина). – В какие-то минуты говорила: "Федор Михайлович, Вы мой великий товарищ, надо поспокойнее как-то, порасслабленнее, помогите мне". Я никогда прежде не думала об этой роли и, признаюсь, плохо помнила персонаж – Елизавету Прокофьевну, генеральшу. Вот Мышкин, Рогожин, Настасья Филипповна, Аглая – это да! А моя... В какую-то там семью князь приехал, где генерал, дочки, жена. Хотя я читала роман раза два до этого, увлекалась любовной интригой, но генеральша не занимала никакого пространства в моей душе. А когда прочла в этот раз – Боже мой, как грандиозно он выписан! Какая фантастическая женщина! И мне надо было рассказать об этой женщине, как говорил о ней Достоевский, а не просто так.

Я пока не видела картины – театральным артистам сложно смотреть телевизор по вечерам, а по утрам – невозможно после вчерашнего спектакля.

Женя Миронов меня просто потряс во время съемок. Я, как и многие из нашей группы, специально следила за его сценами – он фантастический артист и необыкновенно трудолюбивый.

Фильм снимался очень быстро, денег на картину дали не много. Конечно, был большой риск снимать Достоевского: как мне кажется, у нас его не читают, а "проходят" в школе, не читая. По-настоящему читают только тогда, когда хочется, душа просит. А тут – многосерийное изложение романа! Но Владимир Владимирович Бортко отважился на это, таких людей называют "подвижник, герой": без перерыва, без чая, без обеда мы снимали, снимали и снимали... Чтобы приблизить встречу "Идиота" со зрителями, истосковавшимися по хорошему кино."

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА ПОХУДЕЛА НА 10 КИЛОГРАММОВ

"Получив роль Настасьи Филипповны, я вытащила счастливый билет, хотя по жизни не считаю себя похожей на свою героиню, во мне нет ничего от "роковой женщины", – говорит актриса Лидия Вележева. – Поэтому чисто психологически эта роль была для меня очень тяжелой – я жила ею и до съемок, и во время их. А что значит жить ролью? Это то, что, когда даже после трудного дня возвращаешься в гостиницу для небольшого отдыха, ты продолжаешь думать как Настасья Филипповна, всю ночь в голове все крутятся и перекручиваются отснятые сцены, а надо готовиться к новым. Мне кажется, что я даже до сих пор не избавилась от походки своей героини.

...Все время читала, читала и вновь перечитывала "Идиота"... Не только заучивала монологи, реплики в сценах – образ Настасьи Филипповны во многом передается ее взглядом, поворотом головы – этот фильм надо не только слушать, а всматриваться в каждое движение актеров. Каждому зрителю, конечно, по-своему видится тот или иной герой. Но любая женщина непременно "примеряет" образ Настасьи Филипповны на себя, более того, вспомнит, как исполняла эту роль Юлия Борисова в пырьевском "Идиоте". Все очень пристально всматриваются, кто холодным взглядом, а кто горячим: сыграла – не сыграла, получилось – не получилось, похожа – не похожа, вытянула ли роль?.. И очень обидно, когда идут сравнения.

Своим перевоплощением я сказала то, что хотела сказать. Роль требовала огромных эмоциональных затрат, и без помощи моих коллег я бы, наверно, не справилась. На съемочной площадке никто не работал только на себя. Каждый актер старался подыграть остальным даже за кадром. Я иногда ловила себя на том, что, раскрыв рот, наблюдаю, как работают мои коллеги. А я ведь уже освободилась, могу уходить, но не в силах оторваться... С Женей Мироновым было очень легко работать. В этом фильме я впервые с ним столкнулась и сразу же увидела какой-то излучающий им свет, необъяснимую душевную доброту. Такое трепетное чувство охватывало, что лишний раз хотелось с Женей посидеть после съемок, поговорить, погладить по голове – он такой всегда был трогательный.

За время съемок похудела на десять килограммов – чувствую, что испытываю голод, а есть не могу. Владимир Владимирович даже категорично приказал: "Да подкормите же вы ее, а то Настасья Филипповна не доживет до своей смерти".

Мой старший 16-летний сын плакал, смотря "Идиота". Я знаю, что многие зрители не могли оторваться на какие-то другие домашние дела во время показа сериала, даже по утрам включали телевизоры "на повтор", "вырубали" телефоны, чтоб только не пропустить ту или иную сцену. Пройдет время, страсти улягутся, и этот кинороман надо обязательно посмотреть еще раз – и будто заново прочесть, переосмыслить и насладиться глотком свежего воздуха – такого раскрытия Достоевского у нас еще не было.

Я знаю, что по-разному отзываются о моей игре, но режиссер сказал: "Ты сделала все так, как и было задумано, и не грызи себя". А я про себя порой думаю: "Лучше – пусть говорят, обсуждают, чем молчат"."

ОЛЬГА БУДИНА САМА ВЫБРАЛА АГЛАЮ

"Меня часто спрашивают: как я согласилась на такую необычную для себя роль Аглаи? – признается Ольга Будина. – Это для зрителей я здесь в непривычном виде, а мне Аглая очень даже сродни... Все шесть месяцев съемок и три месяца до них я была абсолютно погружена в Достоевского – в роман и во всю переписку Федора Михайловича, когда он работал над ним. Его замечания в этой переписке очень помогли мне.

...Я приехала в Питер и, как полагается, три раза прочитала Владимиру Владимировичу Бортко какие-то монологи. Понимала, что хоть и в конкурсе на мою роль было немало претенденток (их было больше, чем на роль Настасьи Филипповны – та должна быть особой стати, у автора прописан даже цвет волос), Аглая могла быть какой угодно, внешних ограничений не было, – эту работу дадут мне. Видимо, я во время проб не ощущала никакого дискомфорта и было внутреннее ощущение, что "это моя история".

На съемках было затрачено неимоверное количество психологических сил каждого участника группы, но вот – трудный день прошел и... открывается второе дыхание. Какая-то аура была непонятная, невероятно вдохновенная атмосфера. Мы черпали силы в самой литературе – такого у меня не было никогда, да и такого фильма у нас никогда не ставили.

Очень важно было, какую роль играет актер. От этого тоже зависит его степень усталости. Роль Аглаи – это образ девушки гармоничной, во многом положительной, которую все в семье любят, опекают. И я, как актриса, тоже полгода прожила в необыкновенной и нежной любви партнеров и окружения – это совсем другой психологический настрой. А с Инной Михайловной Чуриковой у нас сложились "профессиональные" семейные отношения – это необыкновенная женщина, а как человек – даже слов не подберешь...

Самые трудные сцены? Это когда кинопленка начала заканчиваться в самый разгар ответственной и самой моей любимой сцены – встречи Аглаи с Мышкиным на зеленой скамейке. Выяснилось, что пленки осталось на 10 минут, и мы стали распределять, чтобы всем хватило отснять еще страницу текста... А потом у нас стал "уходить" свет, и мы работали в авральном режиме. В какой-то мере началась паника – боялись, что деньги на съемку вот-вот кончатся..."