ВЛАДИМИР БОРТКО ПРЕВРАТИЛ "БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ" В "ДОСТОЕВСКИЙ"

Газета "Час"
19.05.2003
Вадим Аплетаев
(по материалам пресс-конференции)

Сегодня на канале "РТР-планета" – громкая премьера: начинается показ 10-серийной телеэкранизации романа Достоевского Эф Эм "Идиот", сделанной маститым Владимиром Бортко. В ролях – "вся королевская рать": от Миронова, Машкова или Домогарова до Олега Басилашвили... Так что латвийские абоненты кабельного ТВ смогут увидеть то, что российские потребители "нормального" РТР уже вовсю смотрят. "Идиот" – реальное событие сезона, помноженное на мощный пиар. Наблюдения очевидца: плакатами с лицами князя Мышкина & Co и слоганом "Идiотъ". Телевiзионный роман" обклеены все московские остановки

...Не все, правда, получилось "по-бортковски". Так, РТР выпускает "Идиота" в 10-серийном варианте ("10 серий по 53 минуты", – уточнял пунктуальный Бортко). Хотя сам режиссер предпочел бы другой формат:

— Шесть серий по полтора часа. Иначе у меня князь Мышкин начинает обедать в одной серии, а заканчивает уже в другой. И таких неоправданных "нарезок" при 53-минутном формате много, и их не избежать...

Но это, согласитесь, уже не главное.

"Деньги истеричка какая-то жжет..."

Собственно, пересуды вокруг проекта начались уже давно – именно на стадии проекта. Согласитесь, полномасштабная экранизация русского классического романа в наши дни боевиков и мелодрам – дело вообще нечастое. Тем более – экранизация в попсовом жанре телесериала (но все равно – полномасштабная). Тем более – экранизация толстенной книги Достоевского практически без купюр, со всеми линиями, героями и диалогами. Тем более – с кучей актерских звезд первой величины (см. врезку). Тем более, если режиссерское кресло занимает признанный мастер Владимир Бортко, который славен не только гремящим в массах "Бандитским Петербургом" с его небывало кровавыми разборками, но и "Афганским изломом" с Микеле Плачидо, а более всего – "Собачьим сердцем", блестящей экранизацией булгаковской книжки...

— Я чрезвычайно благодарен РТР за возможность снимать "Идиота", – признавался Бортко в интервью "Известиям" еще в процессе работы. – Эта идея пришла в голову Валерию Тодоровскому, которого я уважаю как режиссера и как смелого продюсера, понимающего, что нужно сейчас на экране. Напомню, что и с "Бандитским Петербургом" мы были первыми. Потом уже на телевидение обрушился шквал детективных телесериалов. Об их качестве позвольте мне не судить. К счастью, уже пришло время, когда мы можем предложить зрителю нечто более тонкое, умное и серьезное, чем трупы, погони и одноплановая интрига. Тодоровский это осознает и решил делать "Идиота". Хотя был все-таки риск... В восприятии среднестатистического зрителя "Идиот" выглядит так: книжка толстенная, князь припадочный, деньги какая-то истеричка жжет... И Бог его знает, про что это все написано. Вы же понимаете, что читали Достоевского немногие – в школе охота отбита. Что касается режиссера Бортко... Вы думаете, на мою фамилию среагируют? Нет, я же не актер, в кадре меня нет. А режиссеров у нас знают двух – Михалкова и Рязанова; так что, повторюсь, риск был.

"Мне все равно – "Бандитский Петербург" или "Идиот"..."

Что ж, невзирая на риск, проект реализован, раскручен, выпущен. О реакции зрителя судить рано. Реакция критики – как минимум неоднозначная. Многие недоуменно пожимают плечами: ну да, все добротно, актеры очень стараются, а диалоги Федора Михалыча испортить трудно, но... Дотошная телеверсия большой классической книги, уже не раз экранизированной и разыгранной признанными гениями кино, в которой нет никакого новаторства, – актуально ли это?

Наш зритель сможет начать составлять собственное мнение уже завтра; Бортко же уверен, что "все это было не зря, не напрасно было":

— Я хочу, чтобы человек из тех, кого принято называть "простыми зрителями", случайно наткнувшись на этот фильм, сказал сам себе: "О, реальное кино показывают. Надо смотреть". И сел знакомиться с Достоевским. Захочет ли он читать после столь дотошного, точного фильма? Я не имею в виду точность как безграничность таланта моего и моих коллег. Я имел в виду, что она самая полная, эта экранизация – объективная реальность. Я могу – это уже личное мое мнение – сказать, что из того, что я видел, она, пожалуй, действительно самая точная, но мое мнение может не разделяться широкими кругами зрителей, которые, конечно, захотят книгу прочитать. Об этом говорят и статистика, и исследования. После каждой экранизации спрос в библиотеках и книжных магазинах резко увеличивается. Если зрителю было интересно, то он думает: а как же так, может, в книге еще интереснее, а я вот не читал, дурак! Возьму и прочитаю.

Трудно ли было работать с такой глыбой, как Федор Михалыч? И не ощущал ли матерый создатель "Собачьего сердца" сопротивления материала?

— А что? – самонадеянно откликается Бортко. – Мне все равно, что снимать: "Идиота", "Бандитский Петербург" или "Мастера и Маргариту". Я имею в виду не качество материала, а режиссерскую работу. Она и там, и там одна и та же... Сопротивления не было (это Бортко уверяет в совсем свежем интервью "Газете" – Прим. "Часа"), потому как автор чрезвычайно драматургичен. Не кинематографичен, а именно драматургичен. То-есть, у него очень много вещей решается через диалог, через действие. В отличие, например, от Льва Николаевича Толстого, где мысли автора занимают гораздо большее количество времени. Это перевести на экран, на мой взгляд, гораздо сложнее. Что касается Достоевского, то он достаточно прост, но надо понимать эту простоту. Все-таки он – кстати сказать, как и Булгаков, – ближе к драматургии, чем Толстой.

Да, насчет Булгакова: "Мастер и Маргарита" помянуты тут не случайно. Ведь на самом деле Бортко планировал снимать не "Идиота", а именно что телеверсию главного булгаковского романа. Но, видимо, разговоры о мистической плохой карме этой книги, не дающей себя экранизировать, не на пустом месте пошли. Все названные сроки давно минули, а никакого бортковского теле"Мастера" нет. Зато вот – Достоевский...

Достоевская истерика по Станиславскому

На вопросы, как происходил кастинг и доволен ли сам Бортко своим звездным актерским подбором и результатами работы с ним, он отвечает так:

— Я бы сказал, что актеры возникают в душе. Если есть что-нибудь от искусства, так это именно здесь. Я не знаю, как они возникают, просто возникает вдруг портрет человека, которого я знал, видел... и потом хочется с ним работать. Что бы было, откажись Миронов или там Машков? Запасных вариантов у меня действительно не было. Но я не думаю, что все так уж трагично кончилось бы. Наверное, просто было бы несколько хуже, поскольку мне сейчас кажется, что никто другой не может сыграть. Понимаете, никто другой. Мне и раньше так казалось, потому что других вариантов не было. Собственно говоря, на девяносто процентов ролей пробовался только один человек. Плохо это или хорошо, я не знаю, но так оно и было.

Насчет сравнения со Смоктуновским и прочими великими... Никто никого и не пытается переплюнуть. Это принципиально. Я могу сказать, что, выбрав Женю Миронова, я попал в точку. И с Машковым та же ситуация. Я поначалу опасался, что мне будет трудно с ними: молодые, уже очень знаменитые, все "на московских понтах". Но все абсолютно нормально и приятно. Приятно, когда договариваешься с актером, и он в вычерченном рисунке делает гораздо больше, нежели намечено, объяснено. Импровизация, дополняющая рисунок, у этих ребят великолепна.

Было ли трудно в работе? Было. Например, снимался молодой студент режиссерского факультета нашего института, он играл роль Ипполита. Он не профессиональный актер. В фильме все роли первого репертуара, что называется, в том числе и эта – человек, умирающий в восемнадцать лет от чахотки. Он тоже произносит монолог, и, как водится, это скандал: у Федора Михайловича все сцены заканчиваются скандалом. И это было сложно ему сделать. Ему самому-то двадцать лет, за что он и был зван в наши ряды, и актерской техники такой, как у его старших коллег, у него, естественно, нет. А ведь все происходит практически на грани безумия, он кричит, не отдавая себе отчета, это истерика! Ну вот, несколько фраз с этим криком снимались часа четыре. Его коллеги все ушли, мы остались, и, по-моему, он уже был в этом состоянии...

Секс-символ Рогожин и другие звезды

Что-что, а актерский состав бортковского "Идиота" для телесериала – ого-го. Судите сами.

Итак, князь Мышкин – Евгений Миронов. Рогожин – Владимир Машков. Аглая – Ольга Будина (звезда "Таежного романа"). Настасья Филипповна – Лидия Вележева. Генерал и генеральша Епанчины – Олег Басилашвили и Инна Чурикова. Старый Иволгин – Алексей Петренко. Ганя Иволгин – Александр Лазарев-мл. Растлитель Тоцкий – Андрей Смирнов. Лебедев – Владимир Ильин...

И – самый экстравагантный, даже, пожалуй, скандальный ход: в роли Вари Иволгиной – популярная телеведущая Мария Киселева, "строгая хозяйка" "Слабого звена"! На вопрос, не боялся ли он брать человека с таким имиджем, да еще и не актрису-профи в состав, Бортко отвечает:

— Актриса – это не образование, а наличие способностей. Мария Киселева талантливый, работоспособный человек. Она в два счета научилась актерскому мастерству и делает все профессионально. Киселева умная и волевая, что и требуется для ее героини. Так что никаких "слабых звеньев"!