КОНЧАЛОВСКИЙ И ЕГО "ДОМ ДУРАКОВ"

Газета "Культура"
10.2001

Съемки нового фильма проходят в психдиспансере

В 1995 году по телевидению прошел сюжет о чеченской войне, в котором рассказывалось о том, как оставленный медперсоналом интернат для душевнобольных на чечено-ингушской границе зажил самостоятельной жизнью. Сюжет этот запомнился Андрею Кончаловскому, и он решил снять фильм.

Рабочее название картины – "Дом дураков". События происходят в психиатрическом интернате в Ингушетии. Начались боевые действия, и медицинский персонал покидает больных, бросив их произвол судьбы. Съемки проходят в Московском психоневрологическом диспансере №26, что в Выхине. И девять его реальных обитателей с интересом восприняли возможность сняться в кино.

Андрей Кончаловский: "Если раньше человек всеми силами стремился вырваться из дурдома на свободу, то теперь люди хотят спрятаться здесь, потому что это самое безопасное место. Сценарий "Дома дураков" я написал в 1995 году, когда по телевидению прошел репортаж об оставленном медперсоналом психиатрическом интернате на чечено-ингушской границе. Я попытался представить, как жили больные, предоставленные сами себе и фактически брошенные на произвол судьбы. Разумеется, моя история вымышленная от начала до конца, хотя предпосылкой написания сценария явились реальные события. Характеры героев этой картины живут со мной давно. У главной героини есть прототип – женщина, которую я никогда не видел, а только разговаривал с ней по телефону.

На роль Жанны нужна была характерная актриса. Думаю, ее прекрасно сыграла бы молодая Чурикова. Психически ненормальных людей играть сложно. Есть много различных синдромов, и нужно быть осторожным, чтобы не соврать.

"Дом дураков" – трагикомедия. Думаю, должно быть весело, иногда грустно, главное, чтобы происходящее на экране вызывало сопереживание. Изначально мы заявили картину, как "Полет над гнездом кукушки" XXI века. Но драму Милоша Формана с моим фильмом роднит лишь место действия – психиатрический интернат. Новое время расставило акценты по-другому, и конфликт оказался перевернутым с ног на голову. Возникает вопрос: где творится настоящее безумие – в стенах психинтерната или за его пределами, и кого в наши дни нужно считать ненормальным?

Мне бы не хотелось привязывать "Дом дураков" именно к чеченской войне. Подобная история могла произойти и в Косово, и в Нагорном Карабахе. Я снимаю картину о том, как действует человек в нестандартной ситуации. Я давно не снимал кино и получаю огромное удовольствие от этой работы."

Главную роль в "Доме дураков" исполнит Юлия Высоцкая, окончившая Лондонскую академию музыки и драматического искусства, а до того работавшая в одном из театров Минска. Стала уже легендарной история знакомства Юли с Андреем Кончаловском в лифте сочинской гостиницы "Жемчужина" во время кинофестиваля "Кинотавр". Встреча эта имела, как известно, чрезвычайные последствия: Юля Высоцкая стала женой Кончаловского и родила ему дочь. Теперь Юля снимается в роли Жанны, возомнившей себя невестой известного рок- и поп-исполнителя Брайана Адамса. Последний даже приезжал ненадолго в Москву и снялся в одной романтической сцене.

Юлия Высоцкая: "Жанна, моя героиня, – святая простота, блаженная. Будучи по сути одиноким, брошенным человеком, она готова прийти на помощь каждому, кто в этом нуждается, заступиться за всех, кому больно. Таких, как Жанна, называют "Христова невеста". У нее не существует грани между тем, что ей снится и тем, что происходит в реальности. В данном случае Брайан Адамс, который живет в ее снах и фантазиях, и есть тот Иисус, чьей невестой она является.

Перед началом съемок я провела в этом интернате два месяца, пыталась найти характер, но так и не нашла. Там не оказалось моей героини, хотя опыт общения с больными был очень важен. Я научилась говорить с ними на их языке, старалась понять их мироощущение, и они приняли меня. Наверное, без этого доверия ничего бы не получилось. Чем они отличаются от нас.? У них нет "второго плана", претензий, они живут в собственном мире, что думают, то и говорят, что чувствуют, то и делают. Им действительно нравится жить в интернате, который они считают своим домом и страдают, когда по каким-то причинам приходится покидать его стены. Иногда мне кажется, что в истории, которую мы рассказываем, нет ничего придуманного. После наблюдения за больными вне съемочной площадки складывается впечатление, что плохие артисты переигрывают. Зато когда в кадре реальные больные, – это дает ни с чем не сравнимое ощущение правды, достоверности."

Оператор "Дома дураков" – Сергей Козлов, работавший в таких фильмах, как "Подмосковные вечера", "Лимита", "Мама", "Дети чугунных богов", "Музыка для декабря", "Русский регтайм", а также на телепроекте Андрея Кончаловского "Одиссей".

Сергей Козлов: "Говорят, что в кино невозможно сделать что-то принципиально новое, но тем не менее хочется, чтобы эстетику "Дома дураков" не сравнивали ни с чем. Мы сознательно отказываемся от логики, пытаемся совмещать совершенно разные стили изображения. Присутствие в кадре осознанной творческой неаккуратности сменяется академичностью и наоборот. Меня поражает игра больных, задействованных в съемках. Кажется, что они не играют, потому что так сыграть невозможно, они живут в кадре. Было снято уже несколько сцен с их участием, которые трогали до слез. Фактически "Дом дураков" – картина о том, как сумасшедшие воспринимают мир.

Боевых действий, как таковых, на экране не будет. Война идет где-то там, за стенами интерната, и сюда доносятся лишь ее отголоски. Чтобы показать войну, необязательно снимать батальные сцены. Это можно сделать гораздо сильнее другими выразительными средствами."