АЛЕКСЕЙ ПАХОМОВ: НА КАТОРГЕ ВСЕ БЫЛО ПО-НАСТОЯЩЕМУ!

rzn.rodgor.ru
08.06.2011

Рязанский астрофизик и журналист Алексей Пахомов рассказал "Родному городу", как попал на съемки телесериала "Достоевский", о том, как вел себя на площадке Евгений Миронов и как поощряет актеров и массовку режиссер Владимир Хотиненко.

КАК Я ПОПАЛ В "ДОСТОЕВСКОГО"

Впервые в кино я снялся в 2008 году: в эпизоде сыграл торговца иконами в электричке в телесериале "Лика". Но он, по неизвестным мне причинам, так и не вышел на экран.

Потом несколько лет снимался в различных телешоу в роли "немого хлопальщика" или, по-простому, был одним из зрителей в зале. В послужном списке – "Честный понедельник", "Скандальная жизнь с Ольгой Б.", шоу "10 миллионов" с Максимом Галкиным. Ассистент Владимира Хотиненко обратил на меня внимание на съемках "Скандальной жизни... " и пригласил на съемки телесериала. Я играл одного из каторжников и снялся в 4-х больших эпизодах: в бараке, в бане и в столовой в павильонах "Мосфильма" и на натурных съемках под Троицком. Было много холода – дело происходило в январе-феврале 2011 года – и жутких сцен.

О ЕВГЕНИИ МИРОНОВЕ

Мне удалось несколько раз поговорить с замечательным актером и сфотографироваться с ним на память. Он совершенно не "зазвездившийся", скромный, старательный и исполнительный. Беспрекословно слушался режиссера, командовавшего: "Женя – туда!", "Женя – сюда!" Наравне со всеми Миронов стойко переносил и мороз в снегу под Троицком, и жару при съемках в бане.

О ВЛАДИМИРЕ ХОТИНЕНКО

Он, по-моему, больше всего ценит, когда получается эпизод, игра актеров или массовки совпадает с его видением сцены. В этом случае он награждает актера коротким смешком. Этот смех Хотиненко для уже работавших с ним как сигнал, как лампочка: значит, у артиста или у массовки все получилось, как надо.

Мне, кстати, в конце съемочного периода удалось режиссеру подарить с намеком, или "подсунуть", если хотите, книгу Станислава Лема "Футурологический конгресс". Может, когда-нибудь Хотиненко снимет по ней фильм?

А на прощание я спросил у режиссера: будет ли хорошо тому ребенку, ради слезинки которого, по Достоевскому, пожертвовали счастьем человека? Мне кажется, он над этой фразой задумался...

О КОЛЛЕГАХ ПО РЕМЕСЛУ

Кроме звезд кино, на площадке работали и малоизвестные актеры, но работали потрясающе! Например, казанского артиста Камиля Тутаева, игравшего одного из каторжан, после съемок сцены экзекуции еще долго била крупная дрожь. Он настолько вжился в роль, что даже его организм среагировал так, как будто его понастоящему избили.

Вообще обстановка и в павильоне, и на натурных съемках была очень похожа на подлинную. Абсолютно верилось в реальность и ужас происходящего. На мой взгляд, и фильм о том, как сила духа может преодолеть любую угрозу и любые ужасы жизни.

О НАТУРАЛИЗМЕ В КИНО

Грим был сложный: "каторжанам" на лицо наносили три буквы-клейма на лоб и щеки: КАТ. Мы утром надевали настоящие кандалы и весь день их носили, не снимая. В перерывах пить чай и кофе шли, гремя цепями! А я разрешил даже себе половину головы выбрить, как у настоящих каторжников.

Одежка тоже была натуральной. Чтобы не мерзнуть на 15-градусном морозе, приходилось поддевать под каторжанское рванье по 2-3 теплых свитера. После этого, кстати, я понял, почему в XIX веке люди так мало жили: условия для большинства были очень тяжелыми.

О ПРОЩАНИИ С КИНОГРУППОЙ

После окончания натурных съемок в Подмосковье киногруппа уезжала в Санкт-Петербург. Работа "каторжан" в фильме завершилась, с нами очень тепло попрощались. Потом мне рассказывали, что даже после окончания всего съемочного процесса группа радовалась меньше: съемки каторги, видимо, были одними из самых сложных...

...