АВТОРЫ СЕРИАЛА "ДОСТОЕВСКИЙ" О РАБОТЕ НАД ФИЛЬМОМ

rus.ruvr.ru
31.05.2011
Ольга Тараненко, Ольга Бугрова

Восьмисерийный биографический фильм об одном из великих представителей русской классической литературы приурочен к 190-летию со дня рождения Федора Достоевского, которое отмечается осенью.

Телесериал о Достоевском – плод сотрудничества известных в России мастеров: сценариста и драматурга Эдуарда Володарского и кинорежиссера Владимира Хотиненко. Им предстояло, в первую очередь, решить труднейшую задачу: определить то главное в невероятно богатой событиями и исключительно драматичной жизни писателя, о чем надо поведать современному человеку. Может быть, стоит рассказать о том, чего не проходят на уроках литературы в школе? Или найти способ шокировать зрителя? Но это был бы ложный посыл, уверен Владимир Хотиненко.

"Честно говоря, даже не могу сказать, чего мы не знали еще в советское время. Ну, знали же, что он играл в рулетку? – Знали. Или мы не знали, что он эпилептическими припадками страдал? – Знали. Пожалуй, старались обходить тему его общения с женщинами. Но, в общем, ничего "совершенно секретного" не было. С другой стороны, я взялся как раз потому, что понял: я ничего не знаю о Достоевском. Вот это мне показалось самым интересным. ...", – заключает Хотиненко.

В итоге сюжет байопика охватил 30 важнейших лет в жизни Федора Достоевского. ... Показана и особая внутренняя нить этих трех десятилетий – любовь к трем женщинам: разная, но одинаково сильная, выплескивающаяся на страницы творчества.

Свой поиск Достоевского совершил и выдающийся русский актер Евгений Миронов – исполнитель роли писателя, пополнившей длинный список безусловных экранных удач 45-летнего артиста. В их числе, между прочим, и главная роль в экранизации романа Достоевского "Идиот". Говоря о новой работе, Евгений Миронов заметил:

"Иногда возникает ощущение неловкости, как будто ты заглядываешь в чужую и очень личную жизнь, причем в такую, в которую, может быть, мне даже и не хотелось бы заглядывать, не хотелось бы, может быть, даже знать о ней. Но я вынужден это делать, потому что мне надо разобраться – откуда у Достоевского такие мысли, откуда такие персонажи?.."

... В продолжение дискуссий мы обратились к автору сценария Эдуарду Володарскому, и он ответил на вопросы корреспондента "Голоса России".

— Эдуард Яковлевич, почему Вы взялись за биографию Достоевского, какую задачу перед собой ставили?

— Уже в названии сценария была обозначена задача, которую я перед собой ставил. А назывался он – "Тринадцатый апостол". Для режиссера оно показалось неважным и ненужным. Хотиненко назвал фильм "Достоевский", что, конечно, не имел права делать, потому что я был против этого. Но Бог ему судья. Для меня было важно показать, чем сегодня значим для нас Достоевский. В свое время это был один из немногих великих писателей, который защищал государство, царя, самодержавие и, в первую очередь, православную веру. Он возвышался, как утес, посреди российского культурного пространства. Именно поэтому, кстати, у него было так много критиков, поносивших его при жизни. В сценарии была Пушкинская речь Достоевского, произнесенная почти за год до смерти, – она обозначила духовный постулат писателя. Хотиненко не стал эту сцену снимать.

В сценарий была включена и "Легенда о великом инквизиторе", а это духовное завещание Достоевского. Как это можно было бы впечатляюще сделать, потому что вещь это страшная. На двенадцати страницах текста, про которые написаны тома исследований, Достоевский раскрывает свое понимание православия, которое яростно защищает. Ведь именно он сказал: "Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной".

— Некоторые исследователи, например, Людмила Сараскина, Вас обвиняют, что в фильме нет философа и писателя Достоевского.

— А откуда ему взяться? Сценарий вымаран, и режиссер намеренно изъял то, что, по его мнению, будет неинтересно зрителю. Если рассматривать по большому счету то, что получилось, – уберите из названия "Достоевский", и все увидят сексуальные страдания уже немолодого, обрюзгшего, больного, несимпатичного человека. Много истерик, адюльтера... А это уже было в тысяче фильмов тысячу раз.

— А как Вы относитесь к тому, что из-за фактических ошибок фильм критикуют историки? Чаще всего вменяется в вину, что на казнь Достоевский шел не в первой, а во второй тройке?

— Для меня было важно, что Достоевский шел на казнь, и то, что это было главным событием в его жизни. Мне кажется, что такие детали принципиальны для историков, они считают, что это их поле деятельности, они следят за тем, чтобы никто ничего не трогал. А для зрителя важно другое.

— Я не сравниваю, но ведь и у Вас были события, круто изменившие Вашу судьбу, разве Вы не помните деталей?

— Конечно, нет. Это было так ярко, как вспышка. У меня в жизни было несколько событий, круто повлиявших на меня. Одно из первых, когда я юношей попал в Бутырку. И тюрьма меня как обухом по голове ударила. Из ВГИКа, одного из самых престижных вузов Москвы, меня исключали за драку, тоже собирались посадить в тюрьму. Я понимал, что могу потерять все. Помню, как все для меня рушилось, воспринималось, как катастрофа. Все это помню, но не в деталях...

— Есть мнение, что писатели не могут быть счастливы в браке, но Достоевский стал исключением, обретя счастье с Анной Григорьевной Сниткиной?

— Мне кажется, здесь что-то другое. Лев Толстой назвал Анну Григорьевну самой великой писательской женой. Это было жертвоприношение гениальной русской женщины, положившей свою жизнь к ногам писателя. Она для Достоевского была многим, но счастье ли в этом? Когда он был счастлив? Мне кажется, когда писал, когда играл...

— Согласны ли Вы с трактовкой образа Достоевского в исполнении Евгения Миронова?

— Нет. У Маковецкого пробы были лучше и выше. Самое главное – у него было страдание на лице. Такое страдание было у Анатолия Солоницына в "26 днях из жизни Достоевского". Никогда не забыть эти провалы в щеках, ходящие желваки, боль в глазах. Достоевский в исполнении Миронова получился какой-то благополучный и гламурненький. В общем, конфета без начинки.
...