ДОСТОЕВСКИЙ: ГЕНИЙ БЕЗ БОРОДЫ

Газета "ТелеСемь"
18.05.2011
Анна Кукушкина

Как "оживляли" классика, "ТелеСемь" рассказал режиссер Владимир Хотиненко

— На роль писателя было четыре претендента. Но я долго не мог никого утвердить – сам не понимал, каким Федор Михайлович должен быть на экране, – рассказывает Владимир Хотиненко. – В итоге все были отвергнуты. Достоевского сыграл мой давний друг Женя Миронов. Дружба тут ни при чем, просто мы оба дозрели, пришло понимание образа.

Сериал начинается с гражданской казни и ссылки 28-летнего Достоевского на сибирскую каторгу, а завершается смертью писателя в Петербурге в возрасте 59 лет. И 44-летнему Миронову пришлось во время съемок сначала молодеть, а затем стареть вслед за своим героем.

— Грим занимал несколько часов, – говорит Хотиненко. – А еще мы выяснили, что молодой Достоевский не носил бороды. И вообще сильно отличался от хрестоматийного облика. Все мы со школы помним портрет Василия Перова, на котором – сумрачный, бородатый мужчина. Но это Достоевский позднего, петербургского периода. А на каторге он – молодой, безусый и одет не в сюртук, а в грубую арестантскую робу.

Еще неожиданный образ: Достоевский – франт, любитель оперы, во фраке и котелке.

— Федор Михайлович был очень внимателен к одежде, даже к завтраку выходил в накрахмаленной рубашке и тщательно начищенных сапогах, – объясняет Хотиненко. – А маленькое пятнышко на галстуке могло вывести его из равновесия. ...

По словам Хотиненко, сложнее всего было показать в кадре процесс творчества, ведь Достоевский – прежде всего писатель.


— Женя боролся за каждый эпизод, ему важно было играть не просто дядьку, а Достоевского. Он постоянно читал его романы или воспоминания современников, – говорит режиссер. – Поэтому в сериале много подлинных деталей, которые даже не были прописаны в сценарии. Так, мы выяснили, например: когда Достоевский диктовал свои произведения, он ходил по комнате, от окна к печке, и постукивал пальцами по печным кирпичам. Еще Федор Михайлович не просто произносил фразы героев, а как бы играл за каждого из них. ...

— С Марией Дмитриевной у Достоевского были сложные, даже мучительные отношения, – рассказывает Хотиненко. – Мне кажется, она совсем его не понимала, не верила в его талант. ... Умирала она очень тяжело, от чахотки, в страшном бреду: ей казалось, что по комнате скачут черти. И Достоевский, который дежурил у ее постели, вставал и открывал форточку, чтобы черти вылетели на улицу, – Мария Дмитриевна просила.

— По воспоминаниям современников, у первой жены Достоевского были светлые волосы, но в фильме она – шатенка.

— Сохранилась только одна фотография Марии Исаевой. Разобрать цвет волос на ней невозможно. Поэтому делать из Чулпан блондинку мы не стали.

— Обычно Анну Григорьевну представляют серой мышкой, ведь ее образ не нашел отражения в романах мужа, – говорит Хотиненко. – Но у нее был сильный характер, она привела в порядок дела Достоевского. В момент знакомства с писателем ей было 20 лет. У Достоевского накануне случился припадок – все знают, что писатель страдал эпилепсией. И вот она входит, а у Федора Михайловича один глаз заплыл: он упал и ударился. Эту деталь мы нашли в ее дневниках: Анна была стенографисткой и вела подробные записи.