ВЛАДИМИР ХОТИНЕНКО: МЫ РАЗРУШИМ СТЕРЕОТИПЫ О ДОСТОЕВСКОМ

vokrug.tv
17.05.2011
Юлия Шершакова

22 мая телеканал Россия начинает показ сериала о жизни одного из самых загадочных российских писателей – "Достоевский". Сценарий фильма написал Эдуард Володарский, известный также по картинам "Обитаемый остров", "Вольф Мессинг: видевший сквозь время","Мы из будущего", "Штрафбат" и другие. Володарский хотел назвать сериал "Тринадцатый апостол", но режиссер Владимир Хотиненко воспротивился. ...

— Владимир Иванович, почему Вы отказались от названия "Тринадцатый апостол"?

— Просто мне показалось, что название "Достоевский" более точное по одной простой причине: "Тринадцатый апостол" звучит красиво, но это ставит в исключительное положение Федора Михайловича Достоевского. А как же тогда Пушкин? Он какой апостол? Четырнадцатый? Кроме того, такое название мне кажется немного атеистическим. Всем известно, что апостолов было двенадцать и еще семьдесят потом. Все. Это фильм про Достоевского, а название "Тринадцатый апостол" сужает тему, заставляя воспринимать картину как нравоучительную, религиозную. Мы не хотели этого. И хотя у нас с автором сценария Эдуардом Володарским были разногласия, я уверен, что название "Достоевский" он все-таки принял.

— Мнения о писателе Достоевском расходятся: одни считают его мрачным, депрессивным, загоняющим в отчаяние, а для других он, наоборот, является источником света и жизни. Как Вы воспринимаете его творчество?

— Эти разночтения естественны, потому что люди по своей природе разные. По своему опыту могу сказать, что я тоже считал его мрачноватым писателем до тех пор, пока не сделал эту картину. Снимая кино, перечитал его всего, перечитал даже то, что, к сожалению, раньше не читал. И теперь у меня совершенно другое представление и о писателе Достоевском, и о человеке Достоевском. Это всегда свет, это всегда надежда, независимо ни от чего. Надо обладать гением Достоевского, чтобы в этих страшных путешествиях по человеческому существу, по душе обязательно найти путеводную звезду, обрести этот свет и понять, куда идти дальше. В этом плане – да, он, безусловно, светлый писатель.

— Как Вы считаете, талант, каким обладал Достоевский – это наказание или дар?

— Смотря как к этому относиться. С одной стороны, это счастье для человека, которому это было послано. А с другой... Помните, как у Пушкина? "Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?" У всякого бывают периоды меланхолии, а творца они мучают особенно сильно. Но талант – это все-таки счастье, Божий дар. Это определенно не бессмысленно прожитая жизнь.

— Вы пригласили на главную роль Евгения Миронова, который сыграл князя Мышкина в сериале "Идиот". Не боитесь, что два этих образа у зрителя наложатся друг на друга?

— Да и пусть накладываются. В самом Достоевском жил и Мышкин, и Рогожин. Поэтому когда он писал "Идиота", у него получился своеобразный автопортрет. Многие персонажи в его романы приходили из жизни. Женя Миронов – выдающийся актер, и он в любом случае создал уникальный образ.

— Сейчас появляется много различных биографических исследований, которые носят "желтый" характер. Как Вы сортировали материал, и была ли у Вас какая-то грань, за которую Вы старались ни в коем случае не заходить?

— Да очень простая грань: выбирал то, что мог бы позволить по отношению к себе для публичного обозрения. Вот и все. Интерес к "желтым" подробностям существовал всегда. Я, например, не знал, что про Достоевского, когда он жил заграницей, был написан целый роман. Там все было неправдой, но вот был к нему такой "желтый" интерес уже в то время.

— Но Вы хотя бы ставили себе задачу снять "хрестоматийный глянец" с Достоевского?

— Главное – не подглядывать в замочную скважину, в спальню. Я ненавижу, когда где-то в журналах публикуют фотографии, вроде "Мы в спальне", "Мы в ванной". Нельзя пускать посторонних в спальню! Но все-таки у Достоевского были женщины и были страстные романы, например, с Апполинарией Сусловой. И что, показывать, что они целомудренно ходят за ручку? Нет, это было бы неправдой. Мы пытались показать эту страсть, но сдержанно, в рамках дозволенного.

— Многие режиссеры сейчас жалуются на то, что глубоких актеров остается все меньше и меньше. Не столкнулись ли Вы с такой проблемой, ведь вашим актерам нужно было играть людей по-настоящему выдающихся?

— Нет, я не жалуюсь. Моим актерам хватает глубины. Ведь и Женя Миронов, и Чулпан Хаматова – актеры мирового уровня, без всяких допусков. И не только они, я бы мог еще и еще продолжать этот список.

— А актрису на роль Анны Григорьевны искали долго? Ведь это женщина уникальная, многое сделавшая для Достоевского.

— Ее сыграла Алла Юганова. Причем она, к счастью, в кино сильно не засвечена, хотя увидел я ее впервые у моего сына Ильи в картине "Ясновидящая". Мне она там понравилась. Когда мы искали актрису на роль Сниткиной, а искали долго, я вспомнил о ней. ... Мы много работали с Аллой над этим образом, и я теперь никого другого уже и не могу представить в роли Сниткиной.

— Будете ли Вы как-то следить за оценками, которые дадут Вашему фильму биографы Достоевского?

— Специально не буду. Может, что-то случайно попадется или где-то развернется дискуссия. Тут ведь много точек зрения может быть. Наш фильм – это некий взгляд на Достоевского, на его жизнь, и мы имеем на это право. А биографы ведь и между собой спорят постоянно. Проблема в другом: мы не знаем, примут или нет сам образ писателя, который мы создали. Мы этот образ Достоевского полюбили. Причем это сложный персонаж, с вздорным, противоречивым, но живым характером. ...

— Достоевского нельзя отделять от религии. А у Вас в сериале будут какие-то религиозные мотивы?


— Что значит нельзя отделять? А кто-то захочет и отделит. Про Достоевского ведь можно снять много совершенно разных фильмов. Вот придет кому-нибудь в голову – и снимут Достоевского- Казанову, придет другое в голову – сделают Достоевского-игрока, а кто-то, наоборот, захочет снять Достоевского – неистового религиозного деятеля. У него был свой путь к Богу. Он шел долго и, возможно, где-то там продолжает идти этой дорогой. Он был одухотворенный творец и просто верующий человек. ... Ему ... жены декабристов подарили Евангелие, и сейчас есть очень хорошие издания этого Евангелия с пометками Достоевского и их расшифровками. ... Он достойно умирал, а ведь по тому, как человек уходит, можно сделать выводы о его сущности. Но говорить о нем как о религиозном фанатике совсем не правильно!

— В какое пространство Вы погрузили своего героя?

— Нам нужно было выдержать стиль, такой, чтобы он передавал атмосферу XIX века, но при этом был и современным, не унылым. У нас, например, много петербургских съемок, но мы не ставили перед собой задачу показать мрачный, унылый Петербург Достоевского. Это все стереотипное представление, а наш концепт – разрушение стереотипов.

— А удалось в мемориальных квартирах поснимать?

— Нет. Там снимать неудобно. Да и зачем? Можно же ведь построить это все в павильоне. Мы, например, заказали такие же обои, какие были в квартире Достоевского, мебель старались подбирать похожую. ... Если была возможность снять где-то на настоящих объектах, то мы эту возможность не упускали. А вот в Петербурге с этим сложнее: там везде реклама. Один очень красивый кадр сделали с помощью компьютера. Достоевский стоит возле астральных колонн, за ним – панорама Петербурга XIX века, и мы смогли все это реконструировать.

— Ну, и последний вопрос. Понимаю, не Вы определяете политику канала Россия, но все-таки, как оцениваете начало показа премьеры – в воскресение, 21:00 – в разгар дачного сезона?

— Меня и мою жену насторожило такое время, но я уповаю на то, что люди на канале все-таки хорошо разбираются в этом и знают, как лучше. Они же не враги себе. Мое дело – снять хорошее кино. А еще вот что: думаю, одним показом не обойдется. У нас ведь есть две версии. Одна семисерийная, которая будет показана сейчас. А другая расширенная, состоит из восьми серий, и вот ее планирует показать канал "Культура", без рекламы, в ноябре, ко дню рождения Достоевского.