БРАКИ ЗАВЕРШАЮТСЯ НА НЕБЕСАХ

Журнал "На Невском"
07.06.2011
Елена Боброва

Жена гения – трудная роль. Особенно в жизни, но и в кино, конечно, тоже. В фильме Владимира Хотиненко "Достоевский" первую жену писателя, больную, неуравновешенную натуру, сыграла Чулпан Хаматова.

НН: Ваша героиня Мария Исаева оказала какое-то влияние на Достоевского?

ХАМАТОВА: Переделать его она, конечно, не смогла, потому что как личность до него не дотягивалась. Но след в его жизни оставила, и наверняка именно поэтому он так ценил потом свою вторую жену Анну Сниткину и с такой радостью и благодарностью принимал ее любовь и преданность. А нервозность, истеричность, лихорадочность Марии Исаевой проявилась во многих женских характерах героинь его романов.

НН: Какую из них Вам хотелось бы сыграть?

ХАМАТОВА: В своем дипломном спектакле я играла Дуню Раскольникову, а вообще все героини Достоевского интересны, каждая по-своему. Я очень люблю Федора Михайловича, это один из моих фундаментирующих авторов, который оказал очень большое влияние на мое сознание и становление.

НН: А вот режиссер Кирилл Серебренников убежден, что напрасно литературу Достоевского взяли за образец национального самосознания. Он говорит, что в нем нет ни слова правды, что он сочинил русских, которые живут какими-то сверхидеями и бурно рефлексируют по любому поводу.

ХАМАТОВА: Про образцы я ничего говорить не буду, каждый выбирает их себе сам. Но Достоевского не читали бы до сих пор во всем мире, если б он не был велик. Искусственно можно создать популярность, но не мировую литературную славу. В общем, я не согласна с Кириллом Серебренниковым. ...

НН: Как Вам кажется, нужно ли нам знать все подробности про актеров, режиссеров, писателей и прочих известных людей? Не сводятся ли большинство проектов, посвященных жизни и творчеству знаменитостей, к шутке: "Поговорим об искусстве: кто с кем живет"? Особенно разочаровывают некоторые воспоминания о великих...

ХАМАТОВА: Авторы некоторых воспоминаний об этих великих людях, возможно, имели зуб на своих знаменитых современников, что и отразилось в мемуарах. Но есть и другие свидетельства – литературные произведения, в которых нет места сведению счетов. Мне кажется невероятно поучительным и интересным узнавать о том, как жили творческие гении, как пытались пребывать одновременно в двух мирах – реальном и созданном воображением. Другое дело, какими руками и с какими намерениями экранизировать эту жизнь. Если бы Хотиненко задался целью рассказать историю про Достоевского в стиле желтой прессы, я бы на этот проект никогда не подписалась.