ВЛАДИМИР ХОТИНЕНКО: ЖЕНЯ МИРОНОВ – ПРОСТО ВЫЛИТЫЙ ДОСТОЕВСКИЙ

Журнал "Жара"
22-28.02.2010
Ольга Сапрыкина

Он был князем Мышкиным в телесериале "Идиот", Иваном Карамазовым в спектакле "Карамазовы". Теперь пришла пора сыграть писателя, создавшего этих героев. Сериал "Достоевский", в котором Евгений Миронов играет главную роль, снимает по заказу телеканала Россия 1 Владимир Хотиненко. На съемочной площадке "Жара" убедилась: актер очень вжился и в эту роль. Хотя, как поведал нам режиссер, портретное сходство с классиком было задачей далеко не самой главной...

Найти на "Мосфильме" 3-й павильон, где снимается "Достоевский", можно по звону кандалов. Сейчас тут идет работа над эпизодами "На каторге", и вся массовка – актеров этак двадцать – дни напролет проводит в самых настоящих кандалах. Оковы и издают характерные звуки. Снять их самостоятельно невозможно, поэтому и на обед, и в курилку "каторжане" ходят только так.

— Что, и Евгений Миронов тоже целый день таскает на себе оковы? – удивляюсь я.

— Ну, что Вы! Евгений Витальевич все-таки в привилегированном положении, у него цепи – облегченные.

Помимо цепей Миронову приходится "носить" на себе и сложнейший грим. Каторжан брили особым образом, так что у актера только часть головы лысая – благодаря гримерам, конечно. Каждый день они из вполне себе шевелюристого Миронова создают полулысого Достоевского. И когда актер появляется на съемочной площадке, становится даже немного не по себе. Сходство с писателем – просто фотографическое.

— Владимир Иванович, а Вы до съемок "Достоевского" подозревали, что Миронов настолько схож с писателем? – спрашиваю у Хотиненко, когда объявлен перерыв и режиссер благородно жертвует обедом ради интервью.

— Нет, нет! Я Вам больше скажу: и кандидатура Миронова появилась не сразу. Сначала были кинопробы.

— Серьезно? А я была уверена, что уж Миронов-то точно не нуждается в пробах!

— Тут такой сложный момент. Мне самому нужно было понять – какой он, Достоевский. Поэтому я и делал кинопробы. Имен перечислять не буду, я никогда этого не раскрываю, но актеры очень интересные. И потихонечку мы пришли к Жене Миронову. Причем лично мне абсолютно не было важно портретное сходство актера с Достоевским, однако как раз это в случае с Женей и случилось. У нас, например, есть сцена, когда "передвижник" Перов пишет портрет Достоевского. Так вот, можно ахнуть, потому что вдруг ты видишь, перед тобой сидит Федор Михайлович Достоевский!

— Это он на пробы к Вам пришел уже готовым Достоевским, или Вы вместе искали?

— Искали, подбирались... Недельки две ушло. Тут ведь еще вот какая проблема: мало кто знает, как Достоевский выглядел в молодости. Все привыкли видеть его таким мрачным, с бородой.

— Вы, наверное, уже можете считать себя специалистом по Достоевскому...

— Ну, есть люди, которые знают больше. У нас консультанты очень хорошие. С ними приходится даже спорить, когда мы "нарушаем" что-то во время съемок. Но я и сам, это ты права, уже мог бы написать какого-то своего Достоевского.

— И Миронов, с его-то скрупулезностью, наверное, тоже... Ваш Достоевский и его – они похожи?

— Во всяком случае, мы с Женей в одну сторону идем. Иногда спорим, но в общем и целом позиция одинакова: мы оба хотим показать того Достоевского, которого мало кто знает. Ведь он был нормальный, живой человек, с чувством юмора. Например, в воспоминаниях его второй жены Анны Сниткиной есть момент (и мы перенесли это в фильм), когда Достоевский вдохновенно описывает ей фасон платья какой-то великосветской дамы: сама она одевалась скромно, серая мышка, – и он таким образом косвенно ей делал намек. Выглядело это трогательно и смешно: "Вот здесь подсобрано, здесь приспущено".

— А мимо темы "Достоевский и женщины" Вы в фильме не пройдете?

— А как же! Женщин в его жизни было много. И каждая сыграла свою, очень важную роль. Будут все его юношеские влюбленности, первый брак и, конечно, встреча с Анной Сниткиной. Это тоже – отдельная тема, потому что Анну многие воспринимают, как некую тень Достоевского. Но она сама по себе была интереснейшей женщиной. К ней даже Софья Толстая, жена Льва Николаевича, дама очень непростая, приходила учиться.

— Чему?

— Тому, как издавать книги. Сниткина ведь проявила предпринимательский дух – ей надо было вытаскивать Достоевского из долгов. Мало кто знает, что он с долгами рассчитался года за три до смерти – и во многом благодаря Анне Сниткиной. Он ведь и писал – отчасти – ради денег. Иногда начинал работу и не представлял. чем все в книге закончится – главное, чтобы ему выдали аванс.

— Последний раз Вы снимали Миронова в главной роли в фильме "Мусульманин" – с тех пор прошло 15 лет. Скажите, это уже другой Миронов или все тот же, но повзрослевший?

— И тот же, и совсем другой. Но в любом случае (вот сейчас ответственно могу сказать) Женя Миронов – выдающийся актер. Абсолютно!

— А во время работы над "Мусульманином" это уже было понятно?

— Для меня – да. Он роскошно, потрясающе сыграл! Не знаю никого, кто еще мог бы так справиться с ролью.

— Тогда перед съемками Миронов несколько месяцев ходил в мечеть. А ради Достоевского в знаменитое казино в Баден-Бадене, где писатель проигрывал донельзя, сходил?

— Обязательно! Причем Женя до этого никогда в казино не играл.

— Выиграл?

— Новичкам обычно везет...

— А Вы играли?

— Издалека зайду. Когда-то, на заре перестройки, я в первый раз играл в казино как раз в Висбадене (мы там сейчас тоже снимали, уже после Баден-Бадена). Выиграл тогда чумовые деньги – долларов двести. И ставил я тогда на цифру 13. И вот, когда мы в Германии пошли в казино с Женей, я ради любопытства тоже поставил на 13. В Баден-Бадене все продул, а в Висбадене выиграл. На 13.

— Почему именно на 13? Это Ваше любимое число?

— Да, как-то так сложилось. Все боятся этого числа, а я подумал-подумал и решил, что бояться не буду. Тем более, я и живу на тринадцатом этаже. И на заре перестройки я снял картину "Спальный вагон" ровно за тринадцать дней. Так что для меня это число – счастливое.

— Ну, если Вы и на этот раз выиграли на 13, значит, наверняка фильм "Достоевский" ждет легкая судьба.

— В кино загадывать – дело неблагодарное. Вроде все просчитал, а результат либо не приносит внутреннего удовлетворения, либо еще что.

— Так это не Вы загадываете, а я Вам желаю.

— А, ну тогда пожелание принимаю!