ТАКОГО ДОСТОЕВСКОГО НИКТО НЕ ЗНАЕТ

Газета "Суббота" №4
27.01.2010
Ольга Авдевич

Режиссер Владимир Хотиненко снимает многосерийный фильм о Достоевском. Это будет совершенно неизвестный Достоевский. "В школе нам об этом не рассказывали", – говорит режиссер. Фильм раскроет неожиданные, порой неприглядные сюжеты из личной жизни самого популярного в мире русского писателя. На экран сериал выйдет к 190-летию Федора Михайловича – в следующем году.

— В роли Федора Михайловича у Вас снимается Евгений Миронов. А вашего любимого Сергея Маковецкого Bы не рассматривали как Достоевского?

— Конечно, рассматривал. У Маковецкого были блестящие пробы, но в молодые годы Сережу никак не удавалось перевести.

— Значит, состарить проще, чем омолодить?

— Состарить тоже трудно. Молодые глаза всегда выдают.

— Есть расхожее утверждение, что жизнь Достоевского не менее интересна, чем его романы...

— И самое замечательное, что это правда. Это невероятная, наполненная страстями живая человеческая жизнь. Он свою смерть пережил на эшафоте. Казнь петрашевцев была инсценировкой, даже был сценарий, но никто об этом не знал. После оглашения помилования один из приговоренных сошел с ума.

Федор Михайлович фигура, по поводу которой существует много стереотипов. С одной стороны, я не думаю, что современное поколение его произведения знает хорошо. С другой стороны, он то, что называют сегодня идиотским словом "бренд". Он, безусловно, лицо русской литературы – в мире он более популярен, чем кто-либо другой из наших писателей.

— Считаете, что он сейчас актуален?

— Он очень актуален! Посмотрите – ведь современный человек живет в тех же условиях, что и герои Достоевского: по выхолощенности его жизни, пугающей бессмысленности.

— У Достоевского всегда были сложные отношения с деньгами...

— Ему их всегда не хватало – он и в казино играл, чтобы решить финансовую проблему одним махом, раз и навсегда. Но она у него не решалась. И за границу он уехал, скрываясь от кредиторов.

— Эти его проблемы от бедности или от расточительности?

— Широкий человек, но не загульный. Пить ему нельзя было из-за припадков эпилепсии, но иногда он себе позволял. Очень редко. Например, когда возвращался из ссылки из Семипалатинска, у знака "Европа-Азия" в знак того, что заканчивался этот мучительный период его жизни, попросил у ямщика настойки и выпил.

— В фильме нам обещан Достоевский, которого мы не знали. А Вы сами какие неожиданные его стороны открыли для себя?

— Очень много попутных открытий. Я вообще-то и в школе учился хорошо, и вообще человек любопытный, но я очень многого не знал о Достоевском. К примеру, о том, что во времена Достоевского Пушкин был совершенно не в чести. И вовсе не считался великим русским писателем. А его всенародная слава создана во многом именно усилиями Федора Михайловича.

— Какое место в фильме занимают его отношения с женщинами?

— У нас в картине собраны почти все. Авдотья Панаева, в которую он был влюблен, а она стала гражданской женой Некрасова. Мария Дмитриевна Исаева, первая жена (ее блестяще играет Чулпан Хаматова), актриса Александра Шуберт (Дарья Мороз), роковая страсть Аполлинария Суслова, Софья Круковская... Вот тоже для меня открытие: это будущая Софья Ковалевская. Она с 13 лет была влюблена в Достоевского. А он был влюблен в ее сестру Анну. Они всю жизнь потом дружили с Достоевским.

Ну, и мой любимый женский персонаж – Анна Сниткина. Ее играет Алла Юганова, сегодняшняя звезда "Юноны" и "Авось" из Ленкома. Я боготворю этот персонаж – я очень отчетливо почувствовал ее силу, ее готовность отдать за него жизнь. Они часто ссорились, он непростой был человек. Допускаю, что он ошарашил ее некими эротическими изысками, – есть в их переписке указания на это. Ей было 20, а ему 43. Он ей такие письма писал! Она половину вымарала – там были очень интимные, может, непристойные со стороны вещи. Он ее страшно ревновал. Аполлинарии, при всех страстях, помогал сочинять письмо к любовнику. А Сниткина – последняя его женщина, ей он никогда не изменял, даже в мыслях.

— Самая яркая звезда в созвездии актрис картины – Чулпан Хаматова. Мы привыкли, что она положительная героиня... А здесь ей досталась роль далеко не ангела...

— Марья Дмитриевна сложная муза. Для нее Достоевский был шансом вырваться из провинции. Она была стерва, а он ее любил. Она чудовищно измывалась над ним, а он терпел. Его идеал – Христос, отсюда его немыслимое, до юродства доходящее отношение к разным людям: он прощал то, что простить трудно, брал на себя чужие долги и все муки принимал смиренно.

— Ваш Достоевский с хэппи-эндом?

— Мы решили не доводить сюжет до смерти сына Алеши. У нас в конце Достоевский счастлив: мальчик в кадре едет на коне, красивый день, но мы-то знаем, что будет впереди, – через неделю сын умрет.

ЖЕНЩИНЫ ДОСТОЕВСКОГО

Авдотья Панаева

Жена литератора Панаева. Молодой Достоевский был в нее влюблен, но даже боялся признаться. Позже Авдотья стала гражданской женой Некрасова.

Мария Исаева

Жена бывшего учителя Александра Исаева. Познакомились в ссылке. Когда она овдовела, Достоевский сделал ей предложение. Но она увлеклась молодым учителем. В конце концов Исаева обвенчалась с Достоевским, и они уехали в Петербург. В 1864 году Мария Дмитриевна умерла.

Аполлинария Суслова

Роман вспыхнул еще при живой жене. Они много вместе путешествовали – Баден-Баден, Рим, Турин, Генуя. Возвращаться с ним в Россию она не пожелала. После смерти жены он сделал Аполлинарии предложение, но она ответила отказом. Спустя годы вышла замуж за философа Василия Розанова.

Сестра Софьи Ковалевской

Анна Круковская прислала в журнал Достоевского свой рассказ. Достоевский стал частым гостем в доме, где она жила с матерью и младшей сестрой Соней, которая страстно влюбилась в писателя. (Впоследствии она стала знаменитой Софьей Ковалевской.) Федор Михайлович сделал Анне предложение. Она считалась его невестой, но до свадьбы дело не дошло.

Анна Григорьевна Достоевская

Анна Сниткина была стенографисткой и помогала Достоевскому работать над "Игроком". Когда они обвенчались, ей было 20 лет. Она родила ему двоих детей. В год его смерти ей исполнилось лишь 35 лет, но она больше замуж никогда не вышла. Умерла в 1918 году.

В 1981 году за роль Достоевского в картине Александра Зархи актер Анатолий Солоницын получил на Берлинском кинофестивале приз "Серебряный медведь".

Анну Сниткину играла Евгения Симонова, Аполлинарию Суслову – Эва Шикульска.