АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ. "ДНЕВНИК ЕГО ЖЕНЫ"

Журнал "Ролан"
09.2000
Марина Скуратович

"Ролан" продолжает знакомить своих завсегдатаев со звездами, загорающимися на его небосклоне (кто не верит про ночной небосклон, советуем заглянуть в бар-гостиную "Ролана" как-то вечерком). Сегодня у нас, можно сказать, культовая фигура российского кинематографа – режиссер Алексей Учитель...

ОН

Последовательно делает необычные для российского кино картины. Новый фильм "Дневник его жены", завоевавший Гран-при "Кинотавра-2000", изначально готовился режиссером к показу на Каннском кинофестивале (еще на стадии монтажа его посмотрел отборщик Канна и рекомендовал к участию в конкурсе). Кто знает, как сложилась бы судьба "Дневника", успей Алексей Учитель закончить ленту к назначенному сроку, но большинство зрителей, которые посмотрят этот фильм в "Ролане" (показы начнутся 20 октября), согласятся, что шансы на успех "Дневника его жены" в Канне были очень и очень велики...

ЕГО КАРТИНА

Выходит в широкий прокат в конце октября. А в "Ролане" – с 20 октября. Как встретит этот лиричный фильм-этюд из жизни великого русскою писателя Ивана Бунина российский зритель, основательно перекормленный западными и отечественными боевиками? Надеемся, что режиссер Учитель прав, искренне считая, что наш зритель ждет именно такое кино...


...

— "Дневник его жены" не историко-биографическая картина. Скорее, этюд о человеке, которым владеют страсти. Он словно возвращает интеллигенцию в привычную среду ушедшего обитания. Наверное, Вы пользовались какими-то "секретными приемами"? Спрашиваю об этом потому, что язык "Дневника" существенно отличается от языка Ваших предыдущих фильмов...

...


— Из моих режиссерских секретов раскрою, пожалуй, только один: в картине очень мало крупных планов, и это создает некое разреженное пространство между зрителем и экраном, заставляет напрягаться. Зрители настолько привыкли к телевидению и крупным планам, что часто только этого и ждут. А наша картина сознательно выстроена "на нерве". ...

— А женские роли?


— Сценарий изначально писался на театральную актрису Галину Тюнику (в фильме у нее роль жены Бунина Веры Николаевны), которая уже играла главную роль в моем предыдущем фильме "Мания Жизели". Мне кажется, это не просто одаренная, а очень талантливая актриса. Она как бы человек из того, бунинского, времени.

С поиском исполнительницы роли поэтессы Галины Кузнецовой (Плотниковой по фильму) у меня была масса проблем. Вот тут я проводил пробы: мы посмотрели около трехсот молодых актрис из Москвы, Петербурга, Геленджика и даже одну актрису из Болгарии. И вот буквально за две недели до начала съемок на пробу пришла Ольга Будина. Мы сняли с ней маленький кусочек и, переглянувшись с оператором, поняли: она – то, что нам нужно! Роль оперной певицы, которая "увела" Галину Кузнецову от Бунина, требовала от исполнительницы серьезнейшего психологического подхода. И на нее мы утвердили Елену Морозову – московскую театральную актрису, впервые снявшуюся в кино. Ее дебютная работа была отмечена специальным призом "Кинотавра". Принципиальной была и роль писателя Зурова, сыгранная Евгением Мироновым. Мы поставили задачу перед Женей быть в этой роли совершенно иным – таким, каким он еще нигде не был в кино. На мой взгляд, это ему удалось. На фестивале "Балтийская жемчужина" в Риге Евгений Миронов получил приз за лучшую роль второго плана.

— Вас, господин Учитель, иногда называют "женским" режиссером...

— Что же, я не буду отказываться от такого почетного звания. Если мои фильмы вызывают больше эмоциональных откликов у женской половины зрительской аудитории, я не считаю, что это плохо, наоборот – хорошо!

— К тому же, в фильме великолепные костюмы известного художника-модельера Елены Супрун...

— Я до сих пор счастлив, что судьба подарила мне знакомство с этой удивительной женщиной! Она не только профессионал высочайшего класса. При всей своей знаменитости и популярности, Елена абсолютно лишена "звездности" и была душой нашей съемочной группы. Она прекрасно знает историю костюма, является постоянной посетительницей "блошиных" рынков в Париже и имеет большую коллекцию стильной одежды, которую носили наши бабушки. Кстати, это ее первая работа в кино.

— Где и как снималась картина?

...


— В Ялте.

— Из материальных соображений?

— Кстати, нет! На самом деле Клименко как-то прохладно относился к Тунису с самого начала и все время меня уговаривал снимать в Ялте. Но мне казалось, что там мы не найдем подходящей натуры: все отснято-переснято. А когда мы приехали в Ялту и увидели этот замечательный дом на территории санатория бывшего ЦК КПСС, все мои сомнения сразу же улетучились. Дом действительно был необыкновенный: даже окна в каждой комнате особой конфигурации, а атмосфера напоминает бунинские времена... В общем, этот дом решил судьбу картины, и съемочная группа отправилась в Ялту.

— Каков бюджет фильма?

— Отвечу так – выше среднего. Сами понимаете, картина историческая, костюмированная – она просто не может быть дешевой! ...

— Как принимают картину за рубежом?

— Фестивальная судьба складывается очень хорошо: начали с "Кинотавра", где картина завоевала Гран-при, затем был фестиваль в Карловых Варах – там картина была встречена зрителями просто шквалом аплодисментов и 10-минутной овацией. Нас пригласили около 20 кинофестивалей мира (из них только от американцев получено четыре приглашения). Мы только что вернулись из Монреаля, где картина с большим успехом прошла во внеконкурсной программе, а до этого "Дневник его жены" был показан на фестивалях "Окно в Европу-2000" в Выборге и на международном актерском фестивале "Балтийская жемчужина" в Риге. Октябрь будет очень активным фестивальным месяцем: участие в конкурсе в Лос-Анджелесе, затем еще один фестиваль в Голливуде, позднее – Сиэтл и Сан-Франциско. Есть приглашения на израильский фестиваль в Хайфе, в Милан и Гетеборг. Будем участвовать в начале ноября и в Лондонском фестивале...

— Каких результатов Вы ждете от проката фильма в российских кинотеатрах?

— Надеюсь, что компания "Парадиз", которая будет заниматься прокатом картины по стране, удачно проведет рекламную и прокатную кампании. Очень хочу, чтобы наш фильм нашел своих зрителей в первую очередь именно в России.