ГАЛИНА ТЮНИНА: ОТДАВАТЬ ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ, ЧЕМ БРАТЬ

Журнал "Планета Красота" №1-2
2001
Ольга Романцова

... Актриса пришла в кино из театра, и ее первая киноработа – роль нервной, эксцентричной балерины Ольги Спесивцевой ("Мания Жизели", реж. Алексей Учитель) – казалась недоверчивым скептикам лишь отражением ее театральных образов. Но роль Веры Николаевны в новом фильме Алексея Учителя "Дневник его жены" заставила умолкнуть всех сомневающихся. Актриса сыграла женщину поразительной интеллигентности, душевной утонченности и внутреннего благородства. ...

— Вас не пугало то, что Вера Николаевна значительно старше Вас?

— Когда мы начали работу, Алексей Учитель сказал: "Меня не интересует возраст женщин, окружающих Бунина. Я хочу, чтобы они были гораздо моложе его". Его не волновал мой возраст, поэтому я решила об этом не думать. Мы не добивались портретного сходства с женой Бунина, суть не в том, похожа я на нее или нет, суть во взаимоотношениях, которые я играю.

— У Вас не было психологических трудностей при работе над этой ролью?

— Я чаще испытывала физические трудности. Фильм снимали зимой, в Ялте был такой дикий холод, что синели губы. Скидываешь шубу перед тем, как войти в кадр, и чувствуешь, что превращаешься в ледышку. А нужно передавать ощущение лета, жары на Лазурном побережье. Внутренний процесс работы над ролью был для меня очень легким. Я думала не о себе, а только о Бунине, о его проблемах и сложностях. Он был эпицентром жизни Веры, и я старалась не нарушать эту гармонию. У Бунина был такой актерский дар, что это признавал даже Станиславский. Он придумывал такие злые пародии, изображая знакомых, что многие обижались, считали Бунина грубым и нечутким. А Вера упорно повторяла, что никогда не встречала более тонкого и чувствительного человека. И что вся его внешняя грубость и эпатажность – только маска, скрывающая нежную, ранимую душу. Она это чувствовала и, как могла, защищала его.

— Что Вас больше всего поразило в дневниках Веры?

— Вера не жалеет себя, а очень спокойно констатирует все, что происходит. Она не осмысливала собственные ощущения, а просто пыталась все зафиксировать. Вера беспокоилась только о муже. Какие бы события ни происходили, она переживала, не расстроит ли это Бунина, не отразится ли это на отношении людей к нему. Мне кажется, что мудрость ее жизненной позиции не от ума. а от внутреннего чувства... Только счастливый человек может позволить себе ничего не выяснять и не анализировать. Он просто живет.

— Играть Спесивцеву, которая с легкостью распоряжалась чужими судьбами, Вам было гораздо труднее, чем Веру Николаевну, отдававшую все человеку, которого она любит. С чем это связано?

— Трудно сказать. Наверное, подсознательно второй образ ближе моему характеру. Отдавать гораздо легче, чем брать. Поэтому Ольга Спесивцева не смогла прожить эту жизнь, хотя была свободна и независима. А Вера смогла. Мне бьло грустно расставаться с этой ролью. Возникло ощущение, будто я уезжаю от дорогих мне людей. Разлучиться с ними было нелегко. Это чувство меня до сих пор не покидает.

— В мире мало осталось женщин, способных раствориться в жизни любимого человека и, забыв о себе, жить его заботами, проблемами, капризами. Для Вас такие отношения естественны?

— Фильм "Дневник его жены" рассказывает о событиях, которые происходили в семье Буниных. То, что я играю Веру, вовсе не означает, что та же самая ситуация может повториться в моей жизни. Не знаю, смогу ли я поступить так, как моя героиня.

— Вы считаете ее поступки нормальными?

— Конечно, нет. Потому что нормально то, что естественно для всех. А индивидуальность не предполагает нормы. То, что для меня привычно, может Вас раздражать. И как только мы начнем требовать от других выполнения собственных правил, мы столкнемся в конфликте. ...