БУНИН НА ВОДАХ

Газета "Известия"
19.07.2000
Алексей Мунипов

Теперь уже известно, что фильм "Дневник его жены", представлявший Россию.в конкурсной программе Карловарского кинофестиваля, не получил ровным счетом ничего. Что, конечно, весьма обидно: картина действительно достойная. Незадолго до объявления результатов с режиссером фильма Алексеем Учителем и исполнителем главной роли Андреем Смирновым побеседовал наш корреспондент Алексей Мунипов. ...

МУНИПОВ: Ясна ли уже прокатная судьба "Дневника"?

УЧИТЕЛЬ: Пока теоретически обещано, что 22 октября, когда Бунину исполнится 130 лет, будет всероссийская премьера. Есть несколько очень заинтересованных кампаний, но приходится действовать осторожно: опыт прошлой картины научил. Я совсем наивный тогда был – думал, если сделать приличное кино, все само собой получится. Это, конечно, не так: обманывают почем зря. О зарубежных прокатчиках пока рано говорить: это ведь лишь первый показ "Дневника" за рубежом. Чтобы русскую картину купили, она должна много поездить по фестивалям. Что там говорить – даже "Сибирский цирюльник" до сих пор не продан в Америку. Сразу покупают только в двух случаях: если картина побеждает в Канне или Венеции. Но в Канне мы просто физически не успели, хотя шансы были велики.

МУНИПОВ: К тому же в Канне сейчас несколько иное кино в фаворе – не зря же говорили, что фильм Панфилова не взяли в конкурс из-за его сугубой традиционности.

УЧИТЕЛЬ: Я, кстати, не считаю свой фильм традиционным. Как ни странно.

СМИРНОВ: Это точно не та драматургия, которой нас учили и которую мы преподаем. Я, человек уже немолодой, определенно слышу голос другого поколения в этой картине. И сам бы, вероятно, снимал по-другому – впрочем, я и не взялся бы за этот сценарий никогда, сама идея поначалу казалась абсурдной: когда дочка сказала, мол, давайте сделаем фильм про Бунина, а папаша в нем сыграет главную роль, я на нее попросту взвился! Но потом прочитал сценарий, и он показался мне вполне достойным.

УЧИТЕЛЬ: А в Канне сейчас побеждают прежде всего фильмы, в которых царят большие страсти. Вот на это жюри обращает внимание. Нет, конечно, мы бы там ничего не взяли, но даже и участие в конкурсной программе – это уже немало. Гораздо больше, чем даже приз в Карловых Варах. Вообще мы получили сразу несколько предложений от крупных фестивалей...

МУНИПОВ: И почему выбрали Карловы Вары?

УЧИТЕЛЬ: Во-первых, они позвали первыми, когда картина была в полуготовом состоянии, и сразу взяли ее в конкурс. А во-вторых, сейчас Карловарский фестиваль по негласной табели о рангах считается четвертым в мире – после Канна, Берлина и Венеции, а это немало. Мы могли бы, конечно, дожидаться Берлина, Сан-Себастьяна... В любом случае, всю эту игру я рассматриваю только как необходимую поддержку прокату. Хочется доказать, и прежде всего в России, что кино это не элитарное, и зритель ждет именно такой картины.

МУНИПОВ: Алексей, ... Ваше пристрастие к биографическим историям наверняка идет от документалистики? ...

УЧИТЕЛЬ: Сейчас ... я совершенно неожиданно получил сценарий от Миндадзе. И там-то вообще нет почти ни одного исторического лица.

МУНИПОВ: А о чем сценарий?

УЧИТЕЛЬ: О, это невозможно пересказать. Дело происходит в 1957 году, и... Нет, не буду. К тому же мы еще только на пороге заключения контрактов. Миндадзе писал этот сценарий два года, и он совершенно меня потряс. Он удивительный. Необычный.

МУНИПОВ: Но ведь Миндадзе до этого работал только с Абдрашитовым. Неужели "Дневник" так на него подействовал?

УЧИТЕЛЬ: Да я тоже был очень удивлен. И, в общем, первое, о чем я его спросил, – не писался ли этот сценарий для Абдрашитова. Но выяснилось, что нет, для него Миндадзе пишет совсем другую историю. В любом случае, предложение поступило после сочинской премьеры фильма. А я, между прочим, тоже ни с кем, кроме Дуни, не работал, так что проблем должно быть много. ...

МУНИПОВ: Возвращаясь к теме "Дневника" – не смущало ли Вас, что 90 процентов западных зрителей о Бунине слыхом не слыхивали?

УЧИТЕЛЬ: Я на это рассчитывал. Им важно что знать? Бунин – известный русский писатель. И совершенно не обязательно его читать, чтобы оценить фильм. Конечно, в России картину будут воспринимать по-другому, и мы, кстати, особенно боялись, что он не понравится пожилым людям: Бунин – и тут такое. Но они оказались в полном восторге: к нам после просмотра подходили все эти, знаете, местные русские, в основном немолодые, и очень благодарили.

СМИРНОВ: Здесь просто история человека, который любит, страдает, живет, тиранит других и сам получает удары, – она ведь понятна любому. И реакция зала это пока подтверждает.