АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ: НУЖНО ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ СВОИХ ГЕРОЕВ, ПРОПУСТИТЬ ИХ ЧЕРЕЗ СЕБЯ...

Журнал "Вестник" №1
07.01.2004
Владимир Нузов

...

— Какие материалы Вы использовали при подготовке к фильму "Дневник его жены"? Есть, например, известные воспоминания "Курсив мой" Нины Берберовой. Она рисует Бунина не очень, я бы сказал, светлыми красками...

— Со сценаристом Дуней Смирновой мы придумали, что речь будет идти от лица Веры Николаевны Буниной, но ее дневник мы за основу не брали. В написании сценария он, конечно, использовался, так же, как дневники самого Ивана Алексеевича и его любовницы Галины Кузнецовой, воспоминания современников, в том числе его секретаря Андрея Седых и Нины Берберовой. Фильм основан на реальных фактах и событиях, правда, с некоторыми отступлениями, которые необходимы в художественном произведении. ...

— Сценарий фильма написан Дуней Смирновой. Не я первый, видимо, спрошу Вас об экстравагантном имени Дуня...


— Ее полное имя – Авдотья. Она довольно известная журналистка, телеведущая и сценаристка.

— А Вы к ней как обращаетесь?

— Я? Дунька! ...

— Были претенденты на роль Ивана Алексеевича или Вы сразу "положили глаз" на Андрея Смирнова?


— При подборе актеров на роли для меня важен не только актерский талант, мастерство. Мне важно, чтобы человеческие качества актера были схожи с таковыми описанного в сценарии персонажа.

— Я не знаю Андрея Смирнова, но Бунин был весьма сложным человеком...

— Мало того, он был матерщинник, у него было много бытовых недостатков. Во время войны он получал из Америки помощь: в конвертах ему присылали небольшие суммы, по сто долларов и так далее. А жили они очень бедно. Иван Алексеевич брал эти деньги, отправлялся в хороший ресторан, ел, выпивал, возвращался домой. Вера Николаевна спрашивала: "Супчик будешь?" Бунин интересовался: "Какой?" – "Из картофельных очистков". "Давай!" – соглашался Бунин. Да, он был очень сложным человеком, этим и интересен.

— Можно ли сформулировать так, что в сценарии, как и в жизни, Ваше внимание привлек второй любовный треугольник: Бунин, Галина и ее любовница Марго? То-есть, я хочу спросить: Вы считали, что именно это привлечет внимание российских зрителей?

— Конечно! ... Я убежден, что именно через личную жизнь, личные переживания понимаешь величие этого человека. Снимать Бунина за рабочим столом и комментировать кадры эпитетом "великий" бессмысленно. А то, что человек в 60 с лишним лет влюбляется и творит безумства, когда у него уводят возлюбленную, позволяет понять весь трагизм этого человека. И ты понимаешь, почему он писал такую прозу. ...

—Что Вы сейчас снимаете?


— Условное название картины "Космос как предчувствие". Первый раз снимаю не по сценарию Дуни Смирновой, а работаю с очень известным в России киносценаристом Александром Миндадзе, много работавшим с режиссером Вадимом Абдрашитовым. Это непростая для реализации история, происходящая в 1957 году. Ее участники – четыре простых человека: две сестры-официантки, повар и четвертый – простой рабочий, желающий убежать за границу. Дело происходит в маленьком городке под Мурманском.

— Кто финансирует картину?

— Министерство культуры и телевидение.

— То-есть, государство?

— Фактически – да. Для режиссеров это хорошо, но рыночной экономике, мировому кинобизнесу это не соответствует. Главная беда российского кино в том, что оно не зарабатывает на кинопрокате денег. С другой стороны, госзаказ позволяет режиссерам некоммерческого плана делать свое кино.

— А потом Вы должны сдавать эту картину какой-то комиссии, как это бывало раньше?

— Сейчас этого нет. Государство выделяет деньги – студии или продюсеру, тот делает картину и отчитывается только финансово. ...