ИНТИМНЫЙ "ДНЕВНИК" УЧИТЕЛЯ

Газета "Наше время" №48
15.12.2000
Альбина Данилова

Поэтам больше всего на свете нужна любовь. Все великие поэты, писатели, художники были одиноки. Они жаждали любви и, наверное, больше всего хотели, чтобы через столетия их читали и любили...

Один из них – Иван Бунин, полжизни проживший в эмиграции и умерший в Париже в 1953 году. Гений, человек сложный и многогранный, не укладывающийся ни в какие рамки, не поддающийся измерению. Он так и остался загадкой для следующих поколений.

Знал бы Иван Алексеевич, что спустя 62 года после разговора с молоденькой поэтессой в России появится первый фильм о нем. Непростой фильм, для одних – художественная вариация, портрет терзаемой души, для других – всего лишь воссоздание грязных эмигрантских сплетен, вынос сора из избы, после которых "Бунин еще не раз перевернется в гробу". Время не сад для прогулок и светских поклонов, а жаль. Как нам, живущим ныне, объяснить Ивану Алексеевичу, что сие синематографическое событие не есть камень на могилу Наполеона, а самый что ни на есть ценнейший дневник поколения, помогающий по-настоящему понять и узнать самих себя?

2000 год. На "Кинотавре" фильм Алексея Учителя "Дневник его жены" получил Гран-при. Пресса и зрители признали его одной из самых ярких картин, снятых у нас за последнее время. Второй приз на международном конкурсе сценариев в США. Фильм номинирован на премию "Оскар" от России.

В основе фильма – любовная драма, лишенная тайны. Все живут вместе, все на виду. Бунин (Андрей Смирнов), только что получивший Нобелевскую премию, его жена Вера Николаевна (Галина Тюнина), любовница Галина (Ольга Будина), ее любовница Марга (Елена Морозова) и молодой приживала-беллетрист Гуров (Евгений Миронов) живут внешне дружно, местами весело. Только вот с чувствами непорядок, как всегда. Любовный параллелепипед какой-то: Гуров любит Веру, Вера любит Яна (Бунина), Ян любит Галю, Галя любит Маргу. Выхода нет. А герои и не ищут его, они продолжают любить и мучиться, заведомо зная, что обречены на одиночество. Любовь приносит боль. Человек живет в страдании. Жизнь проходит...

Впервые в своей зрительской практике я вдруг забыла, что смотрю кино. Я побывала в той эпохе, в тревожной атмосфере 30-40-х годов во Франции. Познакомилась с Буниным и его домочадцами, делила с ними чайную трапезу, смеялась, плакала. Перемещение во времени – реальная роскошь, дарить которую способно пока только кино. И лишь спустя некоторое время после сеанса я стала анализировать: ах, какой монтаж, какие актеры, какой стиль! Из интервью Алексея Учителя, режиссера фильма "Дневник его жены", в телепрограмме "Антропология":

— Спроси сегодня любого из молодых людей, что они знают о Бунине. Ответят зарубками школьной программы: "Темные аллеи", "Деревня", "Митина любовь". И все. А более 60% из них, по сути, не читали Бунина. Такое непростительно. Мы сняли этот фильм не для того, чтобы "прославить" Бунина или, как вы говорите, показать свое мастерство. Лишь с одной заветной целью – побудить зрителя взять в руки книгу Бунина, заинтересоваться душой русского писателя.

Для многих было неожиданностью создание такой красивой любовной истории на фоне холодного жесткого времени. Зрители сегодня отравлены продуктами современного кино, где всюду льется кровь, все и вся обесценивается походя.

А кино способно на более достойные дела. Оно возвращает нам утраченное. Кино воскрешает Бунина во всем его великолепии. Это кино о страсти. А страсть надо показывать на великих примерах. Когда мы показывали "Дневник его жены" на фестивале в Сан-Франциско, американцы сделали круглые глаза: "Такой искренней любовной истории из России никогда не было...". Они и не подозревали, что такие страсти могут происходить с русскими людьми! А что касается "Оскара", надежд мало. Главное, чтобы зритель увидел это кино. Ведь российское кино у нас не смотрят.


Алексей Учитель очень трепетно относится к своему детищу. Фильм "Дневник его жены" был включен в программу международного форума "Кино в России 2000" и кинотелевидеорынка в Санкт-Петербурге. Учитель счел своим долгом организовать творческую встречу с участниками форума – практиками, от коих во многом зависит судьба фильма. А я, в свою очередь, – задать "герою дня" несколько вопросов:

— Кинорынок – это не кинофестиваль. Здесь говорят на языке цифр, а не эпитетов. Ваш фильм принят тепло. Значит ли это, что ему уготован удачный прокат?

— Вы знаете, я здесь открыл для себя много удивительных вещей. Оказывается, сделать хорошую картину – не самое главное. Важно заманить зрителя на этот фильм. А эта задача посложнее будет. Все крупные кинотеатры России (их более 80-ти) имеют современное техническое оснащение. Число их возрастает с каждым днем. Это радует. Программа премьерных показов в этих кинотеатрах забита на полгода вперед, причем зарубежными блокбастерами. Удастся ли нашему нежному российскому фильму пробиться в репертуар этих "монстров", работающих лишь на массовость и кассовость? Это уже проблема.

— В фильме заняты замечательные актеры, малоизвестные российскому зрителю. Новые имена. Новые лица, новые голоса. Очень красивые. Такое ощущение, что все делалось красоты ради...

— И ради нее тоже. Подбор актеров был более чем тщательным и ревностным.
... В фильме заняты действительно красивые и умные люди, тонко чувствующие эпоху.

— Ваши пожелания якутскому зрителю?

— Мне бы очень хотелось, чтобы наш фильм посмотрели в Якутии и он понравился. Гений и одиночество, любовь и страсть – темы, одинаково волнующие людей в любой точке мира. И если после просмотра фильма Вашим первым порывом будет желание почитать что-нибудь из Бунина и о Бунине, считайте наш труд ненапрасным.