ВЫЛИТЫЙ БУНИН

nnovobzor.ru
26.05.2001
Ольга Горнова

"Я такой же желчный и нетерпимый, как Бунин, только он гений, а я нет", – сказал Андрей Смирнов в киноцентре, на очередном занятии киноклуба "Синема". Здесь он представлял фильм Алексея Учителя "Дневник его жены", получивший премию "Ника" сразу в трех номинациях, в том числе за главную мужскую роль – Ивана Бунина. ... Вот что он рассказал журналистам по поводу "Дневника его жены", и не только. ...

— Как принимали фильм в городах, где Вы его представляли?

— Пока делали картину, мне казалось, что при нашем российском ханжестве, которое я считаю национальной чертой, нас ждет большая "баня". Я был уверен, что некоторые учительницы, доктора, инженеры полезут на стенку, возмущаясь тем, как мы подали великого русского писателя. Ничего этого и в помине не было. Мое представление оказалось гораздо более отсталым, чем реакция публики. Везде, где картина прорывалась на экраны (а Вы, наверное, знаете, что сегодня русской картине попасть на экран практически невозможно), народ валил валом. В Москве, в одном из кинотеатров, я своими глазами видел, как в 11 утра в понедельник там стояла очередь. Реакция зрителей (в отличие от реакции критики) превысила для меня все, о чем можно было мечтать. Те самые учительницы и бывшие коммунисты, от которых я ждал обструкции, ведут себя очень смирно, говорят комплименты и задают вопросы, на которые интересно отвечать. ...

— Как проходили съемки фильма?
...

— Мы собирались ехать в Тунис (место, очень похожее на юг Франции, где у Бунина была вилла), но выяснилось, что ехать-то не на что. Наступил перерыв в полтора года, и я, честно говоря, думал, что мы этого уже никогда не снимем. Но Учитель со своим стальным характером сумел-таки постепенно, порциями накопить деньги. И в конце октября 99-го съемки возобновились. Причем на сей раз в Ялте. Там нашли потрясающе красивый нежилой дом, который художники превратили в ту декорацию, что вы видите на экране. Французы принимают все за чистую монету и абсолютно уверены, что это снималось у них. Хотя на самом деле виллы у Бунина были поскромнее. ...

В группе были какие-то поразительно трогательные отношения. Там были такие шоферы ялтинские, и буквально через неделю съемок я заметил, что у них появились книги Бунина. Однажды, когда снимали сцену перед смертью и я был в гриме соответствующем, иду в кадр – сидят плотники и шоферы, и один из них говорит: "Ну, ..., вылитый!" И стали пытаться брать у меня автографы:"Иван Алексеич, подпиши!" – и доставали книги Бунина. Я был очень тронут, но расписываться отказывался – не по чину. Вообще делать кино без хорошей компании и атмосферы невозможно. ... Как мне кажется, частица общего энтузиазма передается на экране. ...